На днях, не где-нибудь, а в Большом театре случилась трагедия, которая просто не укладывается в голове. Артиста мимического ансамбля Евгения Кулеша придавило декорацией во время оперы 'Садко'. Огромная махина, изображающая терем, весом в пару тонн, спускалась сверху с приличной скоростью (в СМИ фигурирует цифра 1,5-2 м/с). Разумеется, ведётся следствие, которое определит, кем и как была нарушена техника безопасности, или это простое стечение обстоятельств.
Шагнул не туда...
Конечно, напрашивается, в первую очередь, человеческий фактор. Вопрос только, какой именно человек. Пусть решает прокуратура, но грустно, что уже сейчас раздаются голоса (и среди коллег погибшего, и в среде журналистов), называющие конкретного виновника - самого артиста. "Он пошёл не туда! Сделал шаг не в сторону, а перепутал и отошёл назад!", "Ошибся сам артист", "Техника безопасности, получается, была нарушена самим артистом и т. д.". А недавно появилась глупость на рамблере. Мол, анонимно, но ходят слухи, что актёр... был пьян! Это уже просто низко.
Для меня ситуация вообще является дикой (это опера (!), а не смертельный номер Копперфильда), но это просто издевательство видеть виновником артиста, даже если он "шагнул не туда".
Я более семи лет занималась альпинизмом. Знаю случаи, когда человек "шагнул не туда" и улетел на двести метров в пропасть. Человек может шагнуть не туда, но даже в горах, даже на высотных работах в городе у него есть страховка. Есть много человеческих факторов, когда спортсмен может ошибиться, дезориентироваться, оступиться, устать (он ведь не робот!), но если он прищелкнулся к страховке - отделается лёгким испугом.
И мне интересно, что в Большом театре предусмотрено именно на такой случай?
Если человек споткнулся, ошибся, запутался? Он ведь может дезориентироваться: на сцене пара десятков человек, светят рампы, поют, шумит оркестр, а ему нужно в определённый момент выполнить смену реквизита, встать в нужное место, спеть, сыграть, а ещё по ходу дела помнить, в каком именно месте ему на голову может приехать двухтонная махина?! Предусмотрен ли механизм экстренного торможения? Неужели рядом нет человека, который в случае чего может дать команду "Стоп!" или дать отбой технической группе? Ведь, судя по любительским съёмкам, тревогу поднял артист, исполняющий одну из ведущих партий. То есть если бы он не заметил, то актёр так бы и лежал до конца сцены?!
По-моему, условия изначально складывались такие, что артист, в принципе, не мог соблюсти эту технику безопасности. Ведь когда даже снег с крыш сбрасывают, это место огораживают! И если человек зазевается, то наткнётся на ленточку и повернёт. Если на дороге провал, его тоже огораживают. И если социальные службы проморгали открытый люк или что-то в этом роде, то фраза "Сам дурак" уже не пройдёт. Словесного предупреждения никогда не достаточно. Актёр не пожарный и не сотрудник МЧС, которые работают с неконтролируемой своенравной стихией.
И да, я считаю, что, устраиваясь на работу в Театр, актёр или статист не должен думать о дыре в полу сцены или летящей сверху декорации, если он только не каскадёр какой-нибудь. Он за это не отвечает: его дело петь, играть. Почему эту самую декорацию вообще нужно было опускать во время перемещения по сцене людей? (Подчеркну, что человек, отвечающий за спуск декораций и нажимающий соответствующие рычажки и кнопочки, наверняка тоже ни при чём. Ведь он следует указаниям, что и когда поднимать/опускать). Но неужели трудно повесить еле видную для зрительского глаза верёвочку, препятствующую движению артиста назад?
Как говорил в своё время легендарный советский альпинист, мастер спорта СССР, Владимир Николаевич Шатаев об организации страховки:
В таком деле единственно приемлемая цифра - "сто". "Девяносто девять" - преступление.
Так и в театре. Оборудование сцены не должно не то что нести смерть, но и просто причинять вред здоровью, что бы артист ни вытворял рядом с ним. В этой статье я не искала виновных (да и не моё это дело), но только хотела заступиться за человека, который уже мёртв, и на которого сейчас удобнее всего повесить всех собак.
За артиста вступился также и Николай Цискаридзе. В своём инстаграме он анонимно опубликовал сообщение коллеги:
И это правильно искать виновных где-нибудь "повыше" и видеть ситуацию в российских театрах более широко. Ведь всё явно не так, как считает оперная певица Маквала Касрашвили, проработавшая в Большом 55 лет и считающая, что "техника безопасности в театре на высочайшем уровне!" После такой трагедии что-то явно не сходится.
С грустью и с соболезнованиями семье и друзьям погибшего...
Благодарю за прочтение!