Какая ассоциация, мои читатели, у вас возникает, когда вы слышите фамилию Шпак? Обычно, либо «Иван Васильевич меняет профессию», где «три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая … три…». Но, знаете ли, Шпаки бывали разные. Про одного из десантников Ольшанского, дравшихся в порту Николаева, я расскажу как-нибудь в другой раз, а сегодня – про летчика 27-го иап Ивана Шпака.
Ваня Шпак, 1922 года рождения, воевал в 27-м истребительном авиаполку. И собственно, про него я узнал, когда искал информацию о разведчиках капитана Закревского. Оказалось, что в газете «Правда» от 10 июля 1943 года написали про двух летчиков однополчан: Гулаева и Шпака. Информация о них попала в сводку Совинформбюро за 9 июля:
«…За один день летчик старший лейтенант Гулаев в ожесточенных воздушных схватках сбил два бомбардировщика и два немецких истребителя. Младший лейтенант т. Шпак уничтожил 4 вражеских самолета. Пятый немецкий самолет товарищ Шпак сбил в тот ж день в паре с другим летчиком…»
Казалось бы, Шпак также как и его однополчанин Гулаев вполне мог оказаться среди лучших асов СССР. Но Николай Гулаев уцелел, а Шпак - нет. Его сбили в воздушном бою 9 июля 1943 года, к тому моменту, когда в «Правде» появилась сводка Совинформбюро, летчика Шпака уже не было на этом свете.
Вообще, история 27-го иап – очень наглядная история того, как воевали советские истребительные и бомбардировочные полки. С 1941 по 1943 года полк успел повоевать на И-15 и И-16, потом на МиГ-3, затем на «Харрикейнах», далее на Ла-5. В марте 1943 года оставшийся личный состав в очередной раз убыл на переучивание, на этот раз на Як-1.
С 10 мая 1943 года полк воевал на Белгородском направлении. До начала боевых действий на Курской дуге в ходе воздушных боев с отдельными группами разведчиков, истребителей и бомбардировщиков полк уже потерял 10 машин. В период с 5 по 18 июля 1943 года во время боев на Курской дуге, личный состав полка был выбит, после чего, передав оставшиеся машины в другой полк, 27 иап убыл на переформирование и переучивание. На этот раз уцелевших летчиков и молодое пополнение пересадили на «Аэрокобры». Так вот Николай Гулаев – был в числе тех, кто отправился на переучивание. А его молодой однополчанин не вернулся из вылета 9 июля.
Звездный час Ивана Шпака пришелся на первый день Курской битвы – 5 июля 1943 года. В этот день ему записали два сбитых Bf.109, один FW.190 и один Ju.87. Также в паре он сбил Do.217.
Гулаев в этот день официально сбил четыре немецких самолета: два - Ju.87 и два Bf.109.
Затем 7 июля Шпак в группе с Гулаевым свалил «раму» FW-189 и еще две немецкие машины, причем одну – опять же в группе с Гулаевым. Эти его боевые вылеты потянули на орден «Отечественной войны», который оформили на Шпака его однополчане.
Вот такой обычный герой по фамилии Шпак. Про которого газета «Правда» написала, когда он уже сложил свою голову за Родину.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм