Эту ТЭС называли ключевым звеном в схеме энергоснабжения олимпийских объектов в Сочи; она должна была стать крупнейшей в мире газопоршневой электростанцией с тремя автономными блоками суммарной мощностью 367 МВт. На реализацию предполагалось потратить 20 млрд руб. Но неожиданно, менее чем за год до начала игр, проект был отменен.
Подрядчик за подрядчиком
Проблемы начались практически сразу, еще до того, как на площадке приступили к подготовительным работам. Источники СМИ сообщали, что компания, которую российское правительство видело в роли подрядчика, не стала заключать соглашение. В результате договор подписали с ТГК-2 на 10 млрд руб. Но через некоторое время последняя отказалась от дальнейшего участия, и на ее место предложили «Внешэнергоснаб», который гарантировал закончить строительство в оговоренный срок без привлечения бюджетных средств.
Правда, опыта в подобных проектах у компании не было, и контракт с ней в итоге не заключили. В итоге реализовывать проект взялся «Газэнергострой», соответствующее постановление в декабре 2011-го подписал Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра.
Местные против
Все эти перемены, как считается, были обусловлены возникшей проблемой относительно места строительства, из-за чего ТГК-2 сообщил, что возвести станцию в срок не удастся и отказался от дальнейшего участия. Появление энергетического объекта предполагалось недалеко от жилого микрорайона, но этот вопрос не был согласован на общественных слушаниях с местными гражданами, которые в подавляющем большинстве выступали против соседства с ТЭС.
На арену вышли и экологи, отмечавшие опасность загрязнения окружающей атмосферы. Они обращали внимание и на недостаточную высоту труб станции, которые оказывались ниже домов, находящихся неподалеку на горе. Говорилось и о возможной опасности от вибрации для близ лежащих зданий во время самого строительства, и о круглосуточном шуме от работы ТЭС. Все это, как полагали, отразится негативно не только на проживающих в Кудепсте, но и отпугнет отдыхающих.
А нужна ли ТЭС
Возникший конфликт вынудил пересмотреть проект и сделать выбор в пользу альтернативного варианта площадки, в нескольких километрах от микрорайона. Но это в свою очередь добавило новых проблем и привело к серьезному удорожанию проекта. В частности, для доставки крупногабаритного груза необходимо было создавать транспортную инфраструктуру, что выливалось в немалые средства.
Уже летом рассматривалась возможность полного отказа от возведения ТЭС. Минэнерго предлагало построить дополнительные ЛЭП и компенсировать недостаток электроэнергии за счет подключения объектов из других регионов. Но станцию все же решили строить, пересмотрев при этом и технологию — парогазовые установки заменили на газопоршневые. После запуска мощность объекта должна была составить 367 МВт с последующим увеличением до 456 МВт.
И все-таки не нужна
Противников у стройки после перемен меньше не стало, скорее наоборот. В различные инстанции направлялись десятки петиций, на стройплощадке устраивали пикеты; перегораживали дороги, по которым доставлялось оборудование. В отдельных случаях прибегали и к порче спецтехники: бывало, что кто-то заливал ночью в баки краску или цемент. Подобное приводило к проблемам с правоохранителями и, главное, замедляло процесс. Международные консалтинговые компании, привлеченные к оценке возможных последствий, делали выводы об абсолютной безопасности ТЭС для окружающей среды. А подрядчик говорил об установке новейших систем газоочистки. Но подобные заявления не удовлетворяли экологов, критиковавших проект.
Были преграды и другого рода: «Газэнергострой» не мог некоторое время утвердить необходимые документы в Главгосэкспертизе, из-за чего в дело вмешались и Министерство энергетики, и Правительство. Но время оказалось потерянным, да и в целом стали возникать сомнения относительно актуальности станции. Была пересчитана потребность в энергомощностях для проведения игр, и оказалось, что можно обойтись без новой ТЭС, используя дополнительно мобильные электростанции. В результате в середине 2013 года от дальнейшей реализации проекта на территории Краснодарского края отказались.
Бывший в то время замглавой Минэнерго РФ Михаил Курбатов, который с июня 2012-го отвечал за этот проект, позднее назвал Кудепстинскую ТЭС одним из самых скандальных олимпийских недостроев. Строительство данной электростанции решили перенести в Грозный, где в конце 2018-го построили ТЭС с двумя газотурбинными установками общей мощностью 360 МВт (второй энергоблок ввели в июне 2019-го).
часть изображений — с сайта https://kprf.ru/
Читайте: Труба №1: самый высокий промышленный объект России