7 октября народ снова потравился палёным алкоголем
10 октября пресс-служба правительства Оренбургской области сообщила, что «число жертв суррогатного алкоголя в Оренбуржье возросло до 32, всего от отравления пострадали 64 человека». Разумеется, врачи работают, борются за жизни и здоровье людей, но, по словам министра здравоохранения региона Татьяны Савиновой, «у многих пациентов доза метанола в несколько раз превышает смертельную». Она призвала оренбуржцев временно воздержаться от употребления любого алкоголя, неважно, когда и где приобретённого.
Людей, безусловно, жалко. Но в этой истории интересно вот что: отравления были покупным, магазинным алкоголем. «Комсомольская правда» пишет, что отрава продавалась в бутылках известных марок: Хортиця, Снежная Королева, Родники Сибири, Волк, Kaban.
Идут расследования, выясняют, как в продажу попал метиловый спирт, кто разливал и прочее. Ищут виновных, словом. Следственный комитет России заявляет о возбуждении шести уголовных дел.
Как метанол попадает в алкоголь?
Естественно, специально метиловый спирт никто в бутылки не добавлял. Клиент нужен живой и пьющий, а не мёртвый. Мёртвый не покупает бухло. Да и проверки органов после таких случаев — дело малоприятное для производителей.
Производитель алкоголя далеко не всегда делает спирт сам. Гораздо чаще он его закупает. И иногда производитель покупает технический этиловый спирт. Когда осознанно, когда нет — поставщик обманул, например. Технический спирт богат на примеси, в том числе и метиловый спирт. На риск производитель идёт, потому что такой спирт дешевле в два раза. Да и надзор над ним мягче, чем над пищевым. Но технический спирт может быть очень разным по качеству, содержание метанола может доходить и до 10%. Это 20 мл в 0,5 напитка, слепота гарантирована.
Есть идеи производить метанол так, чтобы он сразу и заметно отличался, например, денатурировать его, то есть, добавлять что-то, чтобы он пах по-другому или был горьким на вкус. Но пока эти идеи не нашли применения.
Коварство метилового спирта в том, что он от спирта этилового, обычного, не отличается ни по вкусу, ни по запаху. Правда, при поджигании горит не синим пламенем, в отличие от питьевого, а зелёным. Смертельная доза метанола — от 30 до 100 мл, доза, при которой наступает яркое отравление с потерей зрения — 10 мл. Всего 10 мл чистого метанола! И кто-то вот эту отраву опять запустил на полки магазинов, в результате пострадало более 60 человек.
Читаешь такие новости и думаешь: и люди ещё гонят на самогон? Самогон — пойло? Серьёзно?! Когда пьёшь своё, ты знаешь что там, знаешь, из чего сделано. Понятно, что нашего брата-самогонщика тоже постоянно пугают метанолом — он же возникает при брожении из распада пектина, соответственно, его «много» в яблочных, сливовых и грушевых брагах, а также в виноградных, сделанных на мезге. Но, во-первых, там не те дозы, которые могут привести к отравлению или смерти, а во-вторых, при правильной перегонке и выдержке эти проблемы не возникают вообще.
Поэтому не устаю призывать: пейте своё! Учитесь, делайте сами, будет и вкуснее, и безопаснее! Ну, и конечно, пишите в комментариях, как вы думаете: не начнётся ли череда проверок и нововведений, в результате которой снова вырастут цены на алкоголь? Не будет ли это отравление использовано как повод для того, чтобы закрутить гайки самогонщикам?
Прочтите продолжение темы, это интересно: