Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Самая удачная российская пародия на нуар

В рамках рассказа о мрачных короткометражках мы решили остановиться на мини-фильме 2009 года «Белый-белый день». Он интересен несколькими моментами. Во-первых, это пародия на нуар, чем российский кинематограф не славится. Ироничные детективы делают. Мрачное кино с элементами комедии снимают. А вот осознанных пародий именно на нуар, почему-то нет. Во-вторых, создателем этого проекта стал московский режиссер Рустам Мосафир, публике известный такими фильмами как «Скиф» и «Беглецы». А ещё сериалом «Гусар». Скажем так, деятель, который вызывает не всегда положительный резонанс, хотя во многих случаях критика была ради критики, то есть придирки ради желания показать свою «значимость». Можно уверенно сказать, что короткометражный фильм «Белый-белый день» стал дебютом Мосафира. Причем, дебютом весьма удачным, так как оный продемонстрировал не только тонкое понимание отдельных аспектов мрачного жанра, но и возможность к ироничной импровизации. Собственно ирония всегда была важна в нуаре, а в
Кадр из короткометражного фильма «Белый-белый день» (2009)
Кадр из короткометражного фильма «Белый-белый день» (2009)

В рамках рассказа о мрачных короткометражках мы решили остановиться на мини-фильме 2009 года «Белый-белый день». Он интересен несколькими моментами. Во-первых, это пародия на нуар, чем российский кинематограф не славится. Ироничные детективы делают. Мрачное кино с элементами комедии снимают. А вот осознанных пародий именно на нуар, почему-то нет.

Во-вторых, создателем этого проекта стал московский режиссер Рустам Мосафир, публике известный такими фильмами как «Скиф» и «Беглецы». А ещё сериалом «Гусар». Скажем так, деятель, который вызывает не всегда положительный резонанс, хотя во многих случаях критика была ради критики, то есть придирки ради желания показать свою «значимость».

Можно уверенно сказать, что короткометражный фильм «Белый-белый день» стал дебютом Мосафира. Причем, дебютом весьма удачным, так как оный продемонстрировал не только тонкое понимание отдельных аспектов мрачного жанра, но и возможность к ироничной импровизации. Собственно ирония всегда была важна в нуаре, а в пародии на оный – просто обязательна.

Если следовать формальной логике, это короткометражка стала экранизацией рассказа британского писателя Роальда Даля, коему мы обязаны «Вилли Вонком» и «Ведьмами». Хотя для криминального кинематографа он в первую очередь ценен основой сюжета для «Четырех комнат». В рассматриваемом нами случае надо было ориентироваться на «Агнца на заклание».

Различие между мини-фильмом и рассказом состоит в некоторых аспектах. В рассказе важно то, чем было совершено преступление. А именно бараньей ногой, которой пребывающая в расстройстве чувств Мэри ударила своего неверного супруга. А поскольку дело было на праздник, то приехавшая следственная бригада «важную улику» просто-напросто съела.

Едва ли не главная кино-песня от экс-символа панк-рока

В фильме есть много «иного», что обогащает проект «подтекстами». Во-первых, это отсылка к русской театральной школе, так как актеры играют подчеркнуто драматически. Во-вторых, можно найти невольные отсылки к «Американской трагедии» Драйзера, литературного шедевра, из коего можно выводить судебную драму, как особое направление нуара.

Кадр из короткометражного фильма «Белый-белый день» (2009)
Кадр из короткометражного фильма «Белый-белый день» (2009)

Гормонально-психологический триллер с пропавшей героиней Евы Грин

Ну и, наконец, есть совершенно забавные аллюзии как советскому, так и индийскому кинематографу. Мы про сцену с саксофоном, которая в известной степени является чем-то средним между «роялем в кустах» и знаменитой боливудской фразой: «Мне так грустно, что хочется танцевать и петь». Одним словом, посмотрите… Опять же именно эта короткометражка навела нас на мысль познакомиться с сериалом «Навстречу тьме», где каждый эпизод этой сумрачной антологии посвящен одному известному празднику. Но об оной чуть позже…