В Батуми я жила в обычном, нетуристическом 9-этажном доме. Первое время меня очень удивлял длинный коридор, который нужно преодолеть, чтобы добраться до входа в подъезд. Потом удивил рассказ хозяев квартиры о том, что раньше она была трехкомнатной, но потом они пристроили еще две комнаты и лоджию. Как такое возможно?
В Грузии такое – сплошь и рядом! К своей квартире на втором этаже в Тбилиси моя тетя пристроила балкон-лоджию, размером с большую комнату. С улицы это смотрелось очень странно – как квадратная грыжа на фасаде здания, обшитая не самым симпатичным металлом. В 90-е сайдинг в Грузии еще не использовался.
К строительству, надстройкам и перепланировкам в Грузии вообще относятся довольно вольготно. Помню, как-то мне на глаза попалось фото четырехэтажного дома – узкая коробка площадью каждого этажа не более 20 кв.м.. Где было место – там и построили. Трагичные события в Батуми, где из-за некачественных строительных работ обрушился целый подъезд и погибли люди, стали следствием такого безответственного подхода.
Официально о причинах обрушения дома объявлено не было, но известно, что следствие арестовало троих человек – владельца квартиры на первом этаже и двух рабочих. Предварительно причиной стал снос несущей стены во время ремонта. Из-за глупости и безответственности целый подъезд, где проживали 12 семей, сложился как карточный домик.
Надстройки в Батуми к домам встречаются повсюду. Иногда дома пристраиваются целыми подъездами, так, что сначала и не поймешь, что дом «прирос» на несколько метров. Но чаще – бетонными островками, конструкциями, которые держатся буквально на «честном слове» и не вызывают никакого доверия. Кто-то достраивает дома не от хорошей жизни, кто-то – просто ради увеличения жилплощади, но вряд ли такие комнаты отвечают всем правилам безопасности.
Омбудсмен Грузии по правам человека уже выступила за ужесточение надзора за незаконным строительством. Может, события в Батуми действительно станут отправной точкой для изменений в законодательстве и общественном сознании, что позволит избежать повторения трагедии в будущем.