Недавно рассказала вам о том, что задачи бывают запутанными и родители иногда не могут отделить главное от второстепенного, хотя искренне стараются помочь своим детям.
А бывают задачи сложные, где надо не только логически рассуждать и доказывать свою точку зрения, но делать вычисления и оформлять задачу.
Многие скажут, что условие задачи написать, это не главное. Главное решить. Это так. Но написав условие в виде слов, схематично или в таблице, помогут детям её проанализировать и чаще всего помогут найти решение и правильно вычислить.
Вот пример такой задачи № 20 за 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"
Два двадцатилитровых бидона полностью наполнены молоком. Из 1-го бидона сначала вылили четверть всего молока, а потом- пятую часть оставшегося молока. Из 2-го бидона сначала вылили пятую часть молока, а потом еще четверть оставшегося молока. Выскажи предположение о том, разное или одинаковое количество молока стало в бидонах.
Проверь своё предположение: выполни вычисления.
Конечно, за 2-3 минуты такую задачу не решить, оформив задачу полностью. Родители обычно быстро дают ответ, а вот верно записать решение не могут. Спрашивается, а при чём тут родители, ведь задачу должен решать ребёнок?
Всё просто. Родители контролируют выполнение домашней работы, часто просматривают классные работы, иногда помогают выполнить работу. Иногда сталкиваются с трудностями.
Эту задачу мы решали с детьми в классе, попытаюсь вам объяснить связь краткого условия задачи с её решением.
Начинаем анализировать.
- В 1 бидоне 20 литров молока. Чертим произвольный отрезок и обозначаем 20 л. А можно отложить 20 клеток, для удобства (не обязательно)
- Четверть молока, это 1/4 часть. Делим на 4 равные части и берём 1 такую часть. Отмечаем на чертеже чёрточками.
- Пятая часть оставшегося молока - это оставшийся отрезок, который делим на 5 одинаковых частей. Берём 1 часть (отметим точками)
- Выделяем оставшуюся часть отрезка.
- Аналогично делаем чертёж второй части задачи, про второй бидон молока.
- Потом сравниваем оставшиеся части молока в бидонах и делаем вывод, что осталось молока поровну. Это видно на нашем чертеже.
Ну а дальше, используя чертёж, дети легко самостоятельно могут решить эту задачу повышенной сложности. Она даётся в учебнике под звёздочкой. Вот так: 20 *
Обычно они решают её арифметическим способом, выполняя 8 действий. Есть дети, которые могут записать решение выражением. А как её решите вы? Удобен ли в данном случае чертёж или легче записать условие словами? Пригодится логика или точный расчёт?
Буду рада, если расскажете, как вы решили эту задачу и есть ли подобные в ваших учебниках.