Найти тему
Архивариус Кот

«Сохраняла отпечаток своей старины»

«Появление Императрицы в зале напомнило сказку о феях. Она была ещё красивее, чем всегда, истинная роза, и солнечный луч, танцуя, струился над ней, а рядом, опираясь на трость, шагала старая мадам Загряжская -, всем видом напоминая тысячелетнюю фею или, по крайней мере, Бабу Ягу». Эти строки из дневника Д.Ф.Фикельмон рисуют нам довольно точный портрет Натальи Кирилловны Загряжской – ещё одной «кандидатки на роль» Пиковой дамы.

«Не чуждая современности, она, как представительница времени и царствования, давно прошедших, сохраняла отпечаток своей старины», - писал о ней П.А.Вяземский

Обычно указывают только, что Наталья Кирилловна была дочерью гетмана Малороссии графа Кирилла Григорьевича Разумовского и Екатерины Ивановны Нарышкиной. Позволю немного добавить о её родственных связях. Кирилл Григорьевич – родной брат Алексея Разумовского, фаворита и, возможно, морганатического супруга императрицы Елизаветы Петровны. Екатерина Ивановна – внучка «Кота» (Льва) Кирилловича Нарышкина, родного дяди Петра Великого. То есть дама находилась в самом тесном родстве с династией Романовых.

Наталья была старшей дочерью в семье. Девочка никогда не была красивой, к тому же имела серьёзный изъян в телосложении – кто-то пишет, что кривобока, кто-то – что горбата. Может быть, поэтому родителями была очень избалована. Рано пожалованная во фрейлины, с разрешением жить при родителях, она отказала многим сватавшимся к ней (деньги и связи важнее внешности), а позднее сама выбрала жениха – офицера Измайловского полка Н.А.Загряжского (как я уже писала, родного брата деда Натали), которого по протекции отца невесты пожаловали в камер-юнкеры. Позднее она говорила: «Я могла бы быть счастлива, если бы не была с детств избалована, всякий другой, менее хороший человек, разошёлся бы со мной тотчас же, вследствие моего несносного характера».

Был ли её муж тем, о чём Пушкин писал: «Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого»? Трудно сказать. Сама она, смеясь, рассказывала, что как-то муж попросил её: «Нарисуй мне, матушка, как мне лежать на кровати, а то всего ногами затолкала». В браке супруги прожили тридцать лет, а затем разъехались, но дружеские отношения сохраняли до самой смерти Николая Александровича (1821 год).

Н.А.Загряжский
Н.А.Загряжский

О ней написано много и заслуженно. Женщина, судя по всему, была интереснейшая. Что бросается в глаза? Прежде всего – преданность тем, кого любила и уважала. Когда в немилости оказался её любимый брат Андрей (сначала за дружбу с наследником престола Павлом Петровичем, после за роман с его женой), она не прекращала с ним общения и переписки.

Затем оказалась в опале сама. Бездетная Загряжская воспитала дочь своей сестры Марию Васильчикову, буквально похитив её у родителей и сделав наследницей всего своего немалого состояния. Мария вышла за В.П.Кочубея, которого ставший уже императором Павел I прочил в мужья своей фаворитке Анне Лопухиной. Не буду ничего писать об этой поразительной истории, достойной пера хорошего романиста, скажу лишь о реакции Загряжской на недовольство императора, что она не кланяется статс-даме княгине Е.И.Лопухиной, родственнице фаворитки, – встретив ту на придворном балу, Наталья Кирилловна низко поклонилась ей, прибавив: «По именному Его Величества приказанию, мною сегодня полученному, честь имею поклониться Вашей Светлости». Мог ли Павел такое снести?..

Правда, опала продолжалась недолго, и при Александре I Кочубей стал первым министром внутренних дел в России, а Наталья Кирилловна жила в семье любимой племянницы и воспитанницы.

В.П. и М.В.Кочубей
В.П. и М.В.Кочубей

Рассказывали о её чудачествах. Передавали, например, её разговор с великим князем Михаилом Павловичем, которому она сказала: «Не хочу умереть скоропостижно. Придёшь на небо угорелая и впопыхах, а мне нужно сделать Господу Богу три вопроса: кто был Лжедмитрий, кто Железная маска и шевалье д'Еон — мужчина или женщина? Говорят также, что Людовик XVII увезён из Тампля и его спасли; мне и об этом надо спросить». А в ответ на вопрос «Так вы уверены, что попадёте на небо?» - ответила: «А вы думаете, я родилась на то, чтобы торчать в прихожей чистилища?» Не знаю, как вам, а мне было бы очень интересно получить ответы на волнующие её вопросы…

Или она могла спокойно рассказывать о такой беседе с лакеем, который не сразу подал ей требуемую вещь. «Да подавай же скорее! — сказала она. — Как надоел ты мне». — «А если бы знали вы, матушка, как вы мне надоели», — ответил слуга.

И поразительна её независимость. Известно, что она отказала от дома обласканному императором А.И.Чернышёву, не простив ему попыток расправиться с декабристом З.Г.Чернышёвым в расчёте на его имущество.

****************

Нас, конечно, в первую очередь интересуют её связи с Пушкиным. «Завтра начну делать визиты вашим родным. Наталья Кирилловна на даче», - писал поэт невесте в июле 1830 года. А потом даст подробный отчёт о встрече с ней: «Приезжаю, обо мне докладывают, она принимает меня за своим туалетом, как очень хорошенькая женщина прошлого столетия. — Это вы женитесь на моей внучатной племяннице? — Да, сударыня. — Вот как. Меня это очень удивляет, меня не известили, Наташа ничего мне об этом не писала. (Она имела в виду не вас, а маменьку). На это я сказал ей, что брак наш решён был совсем недавно, что расстроенные дела Афанасия Николаевича и Натальи Ивановны и т. д. и т.д. Она не приняла моих доводов; Наташа знает, как я её люблю, Наташа всегда писала мне во всех обстоятельствах своей жизни, Наташа напишет мне,— а теперь, когда мы породнились, надеюсь, сударь, что вы часто будете навещать меня.

Затем она долго расспрашивала о маменьке, о Николае Афанасьевиче, о вас; повторила мне комплименты государя на ваш счет — и мы расстались очень добрыми друзьями».

Наверное, не просто так прогневалась Наталья Кирилловна на Наталью Ивановну: ведь будущая супруга Пушкина даже родилась в доме её мужа, куда и она, и Гончаровы приехали, спасаясь от войны 1812 года.

А навещали Пушкины её, видимо, действительно часто. У неё они встречали новый 1834 год. Пушкин в дневнике запишет: «Встретил Новый год у Натальи Кирилловны Загряжской. Разговор со Сперанским о Пугачеве, о Собрании законов, о первом времени царствования Александра, о Ермолове etc.»

Силуэтный портрет Натальи Кирилловны в молодости
Силуэтный портрет Натальи Кирилловны в молодости

Очень охотно слушал поэт и рассказы самой Загряжской. А ей, свидетельнице шести царств, было о чём рассказать! Известно, например, что она, будучи 15-летней фрейлиной, находилась в свите императора во время июньского переворота 1762 года, приведшего к власти Екатерину II, что была хорошо знакома с Потёмкиным («Потёмкин очень меня любил; не знаю, чего бы он для меня не сделал»).

В дневнике поэта читаем: «Декабрь 1833… 4 вечером у Загряжской (Нат. Кир.). Разговор о Екатерине». Мемуарист В.И.Сафонович вспоминал: «Загряжская любила рассказывать про старину и часто повторяла одно и то же. Пушкин записывал некоторые из её анекдотов и языком, каким она рассказывала». Есть и свидетельство П.А.Вяземского: «Пушкин заслушивался рассказов Натальи Кирилловны. Он ловил при ней отголоски поколений и общества, которые уже сошли с лица земли; он в беседе с нею находил необыкновенную прелесть историческую и поэтическую». Некоторые её рассказы поэт записал с подзаголовком «Разговоры Н.К.Загряжской».

Загряжская, как и Голицына, пережила Пушкина. Правда, совсем ненадолго: она умерла 19 марта 1837 года. Интересен отклик на её смерть А.И.Тургенева: «Вчера скончалась в 7 ч. вечера Н.К.Загряжская, только 3-го дня ввечеру не принимала она и не играла в карты; ещё одной свидетельницы давно прошедшего не стало. Оригинальный ум и доброта сердца: забавляясь картами - умела находить пищу для доброго сердца, откладывая часть выигрышей бедным».

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь