Найти в Дзене
I love 2PM

Фансервис k-pop: как айдолов учат обращаться с фанатами

Фансервис – буквально «обслуживание фанатов». По сути, фанаты являются центром фансервиса, точно так же, как фраза «клиент всегда прав» применима к бизнесу. Одни считают, что фансервис вредит творчеству, другие – что без него не может существовать индустрия развлечений в принципе (я придерживаюсь второго мнения).

Stray Kids развлекают фанатов
Stray Kids развлекают фанатов

Мы часто слышим это понятие применительно к k-pop, но на самом деле фансервис существовал задолго до него (примерно так лет за 30). Не всегда уместная и необходимая обнаженка в фильме, камео в эпизодических ролях, ностальгические отсылки к старым частям дилогии, трилогии (привет, «Звездным войнам») и т.п. – все это фансервис, т.е. «фишки», которые помогают привлечь и удержать внимание фанатов.

Но в k-pop полумер не признают, а потому, если уж развлекать зрителя и зарабатывать на нем деньги, то по полной. Можно только позавидовать изобретательности и неугомонности азиатов. Не зря они считают европейцев праздными бездельниками😊(утрирую, конечно, но, по сути, именно так).

K-pop фансервис – это удовлетворение практически любого фанатского каприза. А потому айдолов обучают не только танцам и пению, но и быть «людьми приятными» в общении с фанатами. Агрессия недопустима. Только радуги и единороги, т.е. реакция и поведение в ласковой и милой манере. А если фанаты захотят, то будь айдол даже серьезным-пресерьезным человеком, он и дурацкий костюм нацепит, и разденется на сцене и весь день улыбаться будет во все свои 32 идеальных зуба. Хотя…разве айдол – человек?

-2

Если говорить о музыкальных коллективах, то первой группой, которая активно развивала фансервис, стали Spice Girls. Они делились с фанатами не только музыкальными событиями, но и околомузыкальными. Но Spice Girls было еще очень далеко до k-pop. Корейская индустрия развлечений создала целую айдолскую вселенную. Этому, кстати, во многом поспособствовал интернет. В ЮК он самый лучший, недорогой и сверхбыстрый (настолько быстрый, что из другой страны смотреть сайты проблематично из-за огромного количество картинок и видео, им-то с их интернетом нормально, а нам не очень). А там и электронные товары и услуги от k-pop агентств, и соцсети, и разные фанкафэ, фандомы и т.д. Айдол и все, что с ним связано, доступно 24/7. И 24/7 это приносит компаниям деньги.

Интересный вопрос, нравится ли все это самим айдолам? А их никто и не спрашивает И да, и нет. Да, потому что они прекрасно знают, на что идут. Они знают, что будут не просто певцами, а такими своеобразными актерами развлекательного жанра. Как говорится, актер продает свою игру, музыкант – музыку, а айдол – самого себя.

-3

И это действительно так. Потому что концерты – это, пожалуй, самая сложная, но далеко не самая важная составляющая k-pop. Концерты – скорее вершина деятельности, большая радость для фанатов и способ самим айдолам самоутвердиться. А бизнес строится на продаже всего, что связано с группой. Больше фанатов – больше продаж. Значит, айдол должен привлечь как можно больше фанатов. А фанат, как и тысячи лет назад, хочет зрелищ.

-4

На самом деле айдолы учатся фансервису еще до того, как, собственно, становятся айдолами. Это, например, отбор через разные «шоу на выживание». Уже в них парни и девушки демонстрируют свои таланты по очаровыванию публики. В период трейни айдолов обучают актерскому мастерству. И не только для того, чтобы те снимались в дорамах. Большинство айдолов в них не снимается. В SM Entertainment, например, проводят уроки того, как вести себя или действовать на телешоу и мероприятиях. А дальше начинается все, что фанатской душе угодно.

Чтобы подпитывать фанатские фантазии, айдолы участвуют во всевозможных шоу. Хотите видеть айдолов веселыми и счастливыми, вот вам «Еженедельный айдол» или «Всезнающие братья» (там же показывают разные отрывки из хитов группы и, конечно, не забывают сто раз поблагодарить фанатов), представляете биаса в качестве партнера, тогда смотрите что-то типа шоу молодоженов, хотите увидеть командный дух и спортивную подготовку кумиров – тогда «Бегущий человек», армейские будни – «Настоящие мужчины».

BLACKPINK на шоу Running Man
BLACKPINK на шоу Running Man

Шоу бесчисленное множество. И если думаете, что айдолы участвуют в них ради собственного удовольствия и предстают такими, какие они есть в жизни, то это абсолютно не так. Быть универсальными солдатами их тоже учат. И, конечно, улыбаться, шутить и каждые пять минут благодарить фанатов за все на свете.

За иллюзию обладания айдолом отвечают прямые трансляции. Это могут быть плановые трансляции. Как, например, недавняя онлайн-встреча 2PM с фанатами на Naver V Live, чтобы отметить 13-ю годовщину дебюта (2PM вообще подготовили HOTTEST WEEK с разными сюрпризами для фанатов, а в прошлом году было кафе с фотографиями, поздравлениями, личными вещами и угощениями).

-6
Кабинки Чуно, Джун К и Чансона в импровизированном кафе на 12-ю годовщину
Кабинки Чуно, Джун К и Чансона в импровизированном кафе на 12-ю годовщину

Во время прямых трансляций айдолы отвечают на вопросы фанатов, что-нибудь рассказывают, опять же сто раз повторят, как они любят фанатов. О чем говорили 2PM, честно, не знаю, т.к. не было английских субтитров. Жду, когда они появятся😊.

Приглашения для HOTTEST на онлайн встречу
Приглашения для HOTTEST на онлайн встречу

А могут быть неслучайные «случайные» эфиры, когда айдол выходит на связь с собственного смартфона. Такое дружеское очень близкое общение. На самом деле и эти трансляции спланированы. Айдолам не пишут сценария, но перед трансляцией обязательно обговаривается, что нужно/можно/нельзя говорить. Рядом с айдолом или группой, если в эфире все вместе, нередко сидит менеджер и контролирует процесс.

-9

За айдолом можно следить в Twitter и Instagram. Правда, корейских фанатов этим уже не удивишь. Вот пообщаться в чате – другое дело. Вездесущие k-pop продюсеры давно смекнули, что парасоциальные отношения можно сделать более реальными и, естественно, монетизировать. Поэтому появилась куча приложений обмена сообщениями. Как, например, Bubble idol, где фанаты общаются со своими кумирами с помощью обмена сообщениями, оплачиваемого по подписке. Приложение выглядит как окно чата один на один, но на самом деле это массовый групповой чат, когда айдол (на самом деле даже не он, а скорее менеджеры или какие-нибудь помощники) отправляет сообщения тысячам поклонников одновременно и видит ответы по мере их поступления. Поклонники об этом знают, но им все равно нравится «общаться» с айдолом.

Ну, а вишенка на торте – пейринг. Вот тут есть где разгуляться фантазии и фанатов и k-pop агентств, ведь из отношений мемберов можно создать целую «Санта-Барбару». Мне регулярно вылезают новости про «любовный треугольник» Ви-Чонгук-Чимин. Кто кого и за что там бросил, я не знаю, потому что околомузыкальной деятельностью BTS мало интересуюсь. Но мне просто интересно, это, действительно, так залипательно? Вероятно, да, раз так много любителей пейринга. Я же больше придерживаюсь мнения одного из участников этого треугольника😊. Перефразируя Ви, погружаться в эти фантазии не надо, они нехороши.

-10

Предел мечтаний поклонника – попасть на фанмитинг. Туры устраивают практически в любом городе, куда приезжает группа. А желающих попасть на них тысячи. Поклонники готовят для кумиров подарки, выстаивают очереди на автограф-сессиях, но за это получают килограммы фансервиса. Есть даже рейтинги айдолов, демонстрирующих лучший фансервис на таких встречах. Например, это Ви из BTS, Наён из TWICE, Вернон из SEVENTEEN, Тэ Хён - бывший из WINNER, Кай из EXO или Хани из EXID ( считается королевой фансервиса). Они-то умеют реагировать на своих поклонников любящими, очаровательными и веселыми жестами и внушить, что отвечают взаимностью на фанатскую любовь.

-11

Я как-то спросила одного корейца о фансервисе, действительно это им так нравится. Оказалось, да. Это типа сделки: фанаты им деньги, а они им такой вот вид развлечений. Причем этого нет в «рабских контрактах» (термин, кстати, который больше гуляет по рунету, что для нас рабство, для них – нормально). Просто фансервис сильно поощряется агентствами и это то, чего ждет публика. Например, макнэ придется быть милым и забавным под давлением фанатов, т.к. те видят макнэ именно милым и забавным. То же самое и с фан-услугами (звучит, будто айдол продается фанатам как прост***а, хотя, по сути, так и есть😊). Причем, чем естественнее айдол демонстрирует фансервис, тем лучше. Можно этого не делать и считать себя выше этого, но k-pop рынок суперконкурентный. Там выживают люди, которым нравится делать такие вещи или, по крайней мере, комфортно это делать, а не те, которых придется принуждать.

Конечно, фансервис имеет такое же отношение к реальности, как айдолы к обычным корейским мальчикам и девочкам, гуляющим по улицам Сеула. Любые выступления перед фанатами - хорошо поставленный спектакль в красивых декорациях и с красивыми актерами. Но удивительно, насколько сильно это затягивает.

-12

Некоторые, правда, начинают жалеть айдолов. Они, мол, как марионетки в индустрии. Агентство словно злой Карабас-Барабас выжимает из них все соки и заставляет плясать под фанатскую дудку. А айдолы хотят спать, есть, иметь личную жизнь и быть принятыми такими, какие они есть. Но, простите, есть творческие люди, которые пишут и играют свою музыку. А айдолы – это айдолы. Вот такая у них работа, за которую они, кстати, получают очень немаленькие гонорары. Никто никого не принуждает заключать и перезаключать контракт. Кстати, многие корейцы возмущаются, что стафф тоже работает в режиме айдола, а получает в разы меньше.

Но какими бы отличными актерами не были айдолы, как бы они не понимали, что такой у них способ заработка, я лично не верю в то, что им это доставляет удовольствие. Я как-то в одном иноязычном чате читала обсуждение фанатов, почему айдолы так жалко (😊) выглядят в аэропорту, не улыбаются, не машут руками и не бегут обниматься с фанатами. Мол, они же так любят своих поклонников. Вот правда интересно, почему?! Поражаюсь, как некоторые могут глубоко уйти в свои фантазии. Мне в таких случаях всегда вспоминается вот эта фотография:

Дай им волю, мне кажется, они покроют трехэтажным всех и каждого
Дай им волю, мне кажется, они покроют трехэтажным всех и каждого

А сколько таких историй, когда вне камер айдолы выглядят усталыми и одаривают поклонников вымученной улыбкой и грустным взглядом. В таких случаях фанатов всегда поражает контраст между реальной и телевизионной личностью.

Кстати, на тех же фансайнах бывает видно, как на самом деле раздражены айдолы. Например, когда девушка надела на Чонгука чепчик. Он был явно недоволен и чувствовал себя неуютно, но изо всех сил старался улыбнуться и сделать милые рожицы для камер.

-14

Т.к. я слежу в основном за 2PM, то не раз замечала, как они троллят неадекватных фанаток. Мне кажется, что очень раздражают разные просьбы, типа, скажи «я тебя люблю» или сделай что-то на камеру. Как будто айдол – это обезьянка дрессированная. Как-то Чуно из 2PM вел прямую трансляцию, и фанатка попросила что-то там сказать по-английски. Чуно до армии плохо говорил на английском и раздражался, когда его просили что-то сказать. У него такой мягкий спокойный голос, но по-английски он, почему-то, почти кричал (сейчас уже нет), как будто его лучше поймут, если он громче скажет😊. Так вот он эту фразу фанатке сказал, но так грубо. Меня бы, например, это только оскорбило. И вообще это как-то унизительно. Ведь ясно же, что айдолы получают тысячи таких просьб, и отвечают на автомате. И если бы не правила k-pop «вежливости», то вообще послали бы куда подальше.

В твиттере есть видео, как Чуно общается с фанаткой по видеозвонку. Та признается ему в любви и просит на ней жениться. На что Чуно отвечает: «Ты уверена?». Та: «Да». Чуно: «Но в чем ты уверена?». Неужели ей приятно, что ее троллят?

-15

Правильно говорят, что не стоит знать закулисье k-pop. Лучше воспринимать айдолов как артистов и наслаждаться их выступлениями. А фансервис воспринимать как часть этих выступлений и не погружаться слишком глубоко в иллюзии. Так, чуть-чуть, для настроения можно😊.

Спасибо, что прочитали статью.

Фото взяты из открытых источников

#k-pop

#2pm

#bts

#blackpink

#корея

#айдолы