– А если не сделаю? – спросил де Вард.
– Тогда случится…
– Случится то, чему вы думаете помешать, – улыбаясь, сказал де Вард. – Ваша логика приведет прямо к поединку, запрещенному королем.
– Нет, милостивый государь, – спокойно остановил его капитан, – вы заблуждаетесь.
– Так что же случится?
– То, что я пойду к королю, который относится ко мне хорошо, – я имел счастье оказать ему некоторые услуги в те времена, когда вас еще не было на свете, и еще недавно, по моей просьбе, король прислал мне подписанный, но незаполненный приказ на имя господина Безмо де Монлезена, коменданта Бастилии, – я скажу королю: «Государь, один человек низко оскорбил господина де Бражелона, задев честь его матери. Я написал имя этого человека на приказе, который ваше величество соблаговолили дать мне, и таким образом господин де Вард отсидит в Бастилии три года». – И д’Артаньян, вынув из кармана подписанный королем приказ, протянул его де Варду.
Эта сцена описана в романе Дюма "Виконт де Бражелон" (том 2, часть 3. гл. I). Д'Артаньян демонстрирует де Варду-младшему так называемое летр де каше — письмо с печатью. По этому письму, подписанному королем и скрепленному королевской печатью, человек мог угодить в заключение (не обязательно в Бастилию) без суда и следствия. Ах да, этот документ подписывал еще и королевский секретарь, но сути это не меняло. Без всякого судебного разбирательства человек мог лишиться свободы. При том что в законодательстве Франции того времени тюремное заключение как наказание вообще не предусматривалось.
"Но ведь люди-то в заключении были", — скажете вы.
Были. Но тюрьма по законам предусматривалась либо для должников, либо для тех, кто только ожидал суда. А вот такое заточение по королевскому письму относилось к личному королевскому правосудию. Самые ранние дошедшие до нашего времени летр де каше относятся к XVI веку, но упоминаются гораздо раньше. Личное королевское правосудие как оно есть.
"Но, конечно, ведь у короля столько врагов, — можете сказать вы. — Заговорщиков, которые только и мечтали развалить Францию, мятежников..."
Полноте, дорогие читатели. Количество заключенных в той же Бастилии по политическим делам известно. Когда в 1789 году Бастилия была взята штурмом, простые люди сначала попытались выбросить хранящиеся в Бастилии документы, но люди знающие (в том числе юристы) поспешили их собрать. Да, кое-что все же пропало, но собранного было более чем достаточно. Так вот — политические узники (заговорщики, мятежники, просто люди неблагонадежные и прочие в том же духе) составляли всего 4-5% от общего числа узников. Но не забудьте, к политически неблагонадежным Людовик XIV относил и писателя Гасьена де Куртиля де Сандра, автора книг "Мемуары господина д'Артаньяна..." и "Мемуары графа де Рошфора", попавшего в Бастилию за литературное творчество в результате личного королевского правосудия. Без суда.
"Всего 4-5%? Так это же хорошо, — может решить кто-то. — Разве это не означает, что власть не была жестокой?"
Нет, дорогие читатели. Это лишь означает, что нельзя оправдывать внесудебные расправы якобы государственной необходимостью, хотя бы потому что 95-96% заключенный по королевскому письму никакого отношения к государственным проблемам не имели.
Кто же это были?
Это были совершенно посторонние люди, заточение которых решало чьи-то личные проблемы. Вот как в романе Дюма. Граф де Вард оскорбил Рауля. Д'Артаньян попросил у короля летр де каше и пригрозил отправить де Варда в Бастилию. Кстати, в романе де Вард устрашился, извинился и в Бастилию не попал. А вот реальный придворный не стал бы ограничиваться угрозами и в Бастилию отправил бы врага без всяких предупреждений.
Почему?
Да потому что враг, узнав об опасности, тоже мог прибегнуть к такому же приему — обратиться к влиятельному покровителю (не обязательно к королю, де Вард мог обратиться к брату короля, что король — не может сделать брату подарок?) и из милости или за деньги (!) получить такое же летр де каше, после чего отправить опасного человека в заточение. Кстати, ситуации, когда два врага одновременно отправили друг друга в заточение тоже могли случиться.
Но и это не все. В романе Дюма де Вард все же совершил действия, которые в наше время рассматриваются в суде — оскорбление чести и достоинства, а вот в реальности будущий узник мог не совершать ничего такого, что мы сочли бы предосудительным. Первоначально, получивший летр де каше мог вообще никак не обосновывать свои действия. Мужья могли желать избавиться от жен, жены от мужей, родители от детей... Потом обоснование все же потребовалось, но среди них вполне законными считались "избыток молодости, безрассудство" или "неравный брак" (и это для совершеннолетних супругов).
Но — парадокс! — летр де каше также использовались, чтобы избежать правосудия, так как королевский узник был неподсуден. Знатные и богатые родственники преступников прятали их в королевских тюрьмах, чтобы спасти от эшафота.
"Но это же все равно наказание — медленно гнить в тюрьме", — решите вы.
Э, нет. Дело ведь еще в том, в каких условиях находиться в тюрьме. В XVIII веке люди, получившие для кого-то летр де каше, оплачивали заключение узника. Можно было платить гроши, чтобы узник жил впроголодь в самых худших условиях, а можно было проявлять щедрость, так что заключенный получал самые лучшие яства и одежду, имел слуг, мог гулять в оранжерее Бастилии и даже ездить верхом.
На протяжении всего XVIII века количество летр де каше возрастало, так что это даже начало тревожить королевских министров. Периодически они отмечали, что игра в карты или супружеские измены не являются основанием для заточения в тюрьму. Но... деньги — это были очень убедительные аргументы.
Как-то регулировать выдачу летр де каше было предложено незадолго до революции. Слишком поздно! 14 июля 1789 года Бастилия пала.
Удивительное дело, но и после начала революции летр де каше продолжали выдаваться 8 месяцев. Окончательно они были отменены в марте 1790 года.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги" Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки