Найти тему
Постижение истории

Битва под Оршей и ее современная оценка

Более 500 лет назад, 08.09.1514 г. произошла битва под Оршей в которой войско Великого княжества Литовского (около 12-20 тыс. чел. - белорусы, украинцы, литовцы, поляки, немецкие наемники) во главе с Константином Острожским разгромило 30-50-тысячную армию Московского царства. Даже российские историки признавали огромное, беспрецедентное значение этой битвы. Например, вышедший в 1999 году в Ростове на Дону исторический труд "Великие полководцы и их битвы" описывает Оршанскую битву как одно из судьбоносных сражений в истории человечества. Московское милитаризированное государство было более чем на 200 лет остановлено в своих попытках экспансии на Запад и земли ВКЛ. Это на длительный отрезок времени определило судьбу всей Восточной Европы и ее народов. Мастерство и тактический гений Константина Острожского вошли на страницы многих книг внутри страны и за рубежом.

Ход битвы. Имея огромный численный перевес, армия царства Московского под руководством воеводы И. Челяднина начала окружение противника. Несколько атак было отбито. В критический момент битвы в контратаку воинов повел лично К. Острожский: «В бой, сором убегать, лучше на поле лечь со славой; теперь вперед, дети; теперь будьте мужами, шеренги неприятеля закачались; на нашей стороне – Бог, Он дает нам с неба защиту». Битва шла по всему фронту. К. Острожский сумел применить планируемый им еще до начала сражения тактический прием – ложное отступление. С криком «Литва убегает» конница И. Челяднина пошла в атаку. Казалось, вот-вот и они врубятся в спины, бегущей от них конницы ВКЛ. Однако та вдруг расступилась, и на московитян, что уже почти праздновали победу, глянули жерла аркебуз и пушек. Уничтожающий залп в упор буквально снес передние ряды несущейся конницы. Те, кто остался в живых, начали заворачивать коней, и через несколько минут побежали назад. Прогремели еще залпы, а затем вдогонку им кинулась конница Острожского. Деморализованная и отступающая армия московского царства была прижата к болоту и почти полностью уничтожена как военная сила. Потери московского войска пленными превышали пять тысяч человек. В плен попали главные воеводы И. Челяднин и Н. Булгаков-Голица, восемь верховных воевод, 37 начальников более низкого ранга, две тысячи детей боярских и более двух тысяч других воинов. Среди военных трофеев были все московские знамена (!) и огнестрельное оружие. Потери войска победителей были не велики.
Современный белорусский исследователь Г. Н. Саганович в своей работе 1992 года «Отчизну свою обороняя» писал о К. Острожском: «Он не имел себе равных в сражениях с татарами и московцами – главными врагами страны при его жизни. Наверное, не было еще такого князя, который бы так неутомимо трудился для достойной защиты государства, который бы так не жалел своих средств на конные хоругви, снаряжая их за свой счет, который бы всю свою жизнь так красиво и достойно отдал Отчизне". Никто не служил Великому княжеству Литовскому преданней Острожского, «брата россиян по церкви, но их страшного врага в поле» – с грустью воскликнет через столетия российский историк Н. Карамзин.

Уместно также напомнить уважаемым читателям, что неверно оценивать эту битву как битву «Литвы» и «России» - это крайне упрощенный взгляд. Средневековое государство Великое княжество литовское, как известно, было «русским» не только в названии. В то же время Московское царство вобрало в себя скорее ордынско-азиатские социально-политические структуры и не имела отношения к наследию Киевской Руси. Как красноречиво писал К. Маркс: «Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства».