В самореализации высшую ценность для меня представляет участие в проектах, которые дизраптят (disruption - разрушение, разрушают) рынок, чтобы вывести его на абсолютно новый качественный уровень.
Меня зовут Лилия Алеева, я - 15 лет работаю в В2В, в ИТ, управляю маркетингом и продажами в высокотехнологичной сфере, выступаю наставником для руководителей и директоров по маркетингу и продажам.
«Дизрапт» - это подрывные инновации, способные изменить ситуацию таким образом, что старые технологии выходят из конкурентной гонки
Приведу примеры:
- Цифровые фотоаппараты заменили пленочные.
- Сотовые телефоны пришли на замену домашним.
- Apple и Google кардинально оторвались от конкурентов, предоставив лучшие решения.
Disruption привлекает многих игроков:
1. Они понимают, что предлагают новинку, а их конкуренты работают по старым принципам.
2. И какими бы крупными корпорациями они не являлись, есть шанс их сместить.
3. При этом сами жертвы будут верить, что их победить нельзя.
Большинство крупных и состоявшихся компаний осторожны, и предпочитают поддерживающие инновации. То есть улучшать продукты постепенно, с минимальными рисками. А вот у новичков клиентов пока нет, поэтому они ничем и не рискуют. Они создают идеи, которые абсолютно не похожи на предыдущие. Сюда относятся как технологии, так и маркетинг.
Как понять, что ваш рынок дизраптят? Нужно следить за ситуацией. Если в совокупности рынок растеп, а у вас и ваших конкурентов клиентов становится меньше, значит их кто-то забирает. Ведь они не пропадают просто так.
Дальше появляется два варианта развития событий:
- Или новичка распознают и противодействуют
- Или его действия до последнего будут казаться незначительными.
- Ну или, кто посмекалистее, нового перспективного игрока кто-то оперативно покупает.
Дизраптят и на самых стабильных рынках, и даже в большом B2B бизнесе. Особенно, если у компании мало шансов стать лидером. Вариант - взорвать рынок - становится крайне привлекательной стратегией.
Примеры:
1. Цифровая трансформация закупок.
Многие компании переводят свои закупочные процессы в онлайн, используя электронные торговые площадки и автоматизированные системы. Это позволяет значительно сократить время, затраты и бюрократию при размещении заказов, а также повысить прозрачность и конкуренцию среди поставщиков.
2. Интернет вещей (IoT) в производстве
Датчики, встроенные в оборудование и производственные линии, собирают данные в режиме реального времени. Это помогает оптимизировать процессы, предотвращать простои и быстро реагировать на проблемы. Технологии IoT меняют традиционный подход к управлению производством.
3. Использование Big Data в логистике
Анализ больших массивов данных позволяет транспортным и логистическим компаниям точнее прогнозировать спрос, оптимизировать маршруты и складские запасы. Это сокращает издержки, повышает эффективность и улучшает уровень сервиса для клиентов.
4. Облачные сервисы для малого и среднего бизнеса
Доступные по подписке облачные решения для управления ресурсами, финансами, продажами и другими бизнес-процессами становятся альтернативой дорогостоящим корпоративным системам. Это упрощает и удешевляет автоматизацию для небольших компаний.
5. Блокчейн в управлении цепочками поставок
Технология блокчейн позволяет отслеживать перемещение товаров по всей цепочке поставок с высокой прозрачностью и защитой от подделок. Это помогает бороться с контрафактом, оптимизировать логистику и повышать доверие между участниками рынка. Эти примеры показывают, как новые технологии меняют традиционные бизнес-модели и подходы на корпоративных рынках, предлагая более эффективные, гибкие и доступные решения.
Вот чек-лист как дизраптить рынок:
1. Используйте новые технологии:
- Внедряйте инновационные решения на основе искусственного интеллекта, интернета вещей, больших данных
- Разрабатывайте мобильные приложения и веб-сервисы, которые упрощают взаимодействие с клиентами
- Применяйте блокчейн для повышения прозрачности и безопасности транзакций
2. Предлагайте уникальную ценность:
- Создавайте продукты/услуги, которые значительно превосходят существующие решения
- Ориентируйтесь на неудовлетворенные потребности клиентов
- Используйте нестандартные подходы для решения проблем клиентов
3. Трансформируйте бизнес-модель:
- Переходите от владения активами к предоставлению доступа (модель аренды, подписки)
- Монетизируйте данные и аналитику вместо физических продуктов
- Используйте экосистемные подходы, объединяя возможности разных компаний
4. Оптимизируйте операции:
- Автоматизируйте рутинные процессы для повышения эффективности
- Используйте гибкие, масштабируемые облачные решения
- Минимизируйте издержки за счет оптимизации цепочек поставок
5. Создавайте уникальный клиентский опыт:
- Обеспечивайте высокую скорость, удобство и персонализацию для клиентов - Внедряйте инновационные способы взаимодействия (чат-боты, виртуальная/дополненная реальность)
- Стройте долгосрочные отношения с клиентами, основанные на доверии
Применяя эти тактики и стратегии, вы сможете предложить рынку нечто более ценное, чем существующие решения, тем самым дизраптируя сложившиеся подходы.
Какие еще примеры дизрапта можете вспомнить? А на каком рынке, по-вашему, можно выживать годами без угрозы дизрапта?
Дополнительно будут полезны:
Чек-лист повышения продуктивности в 3 раза
Что можно сделать на этой неделе, чтобы изменить будущее?
Пишу больше и интереснее в своем ТГ канале: