Найти тему
CAR.RU

«Крокодил» — как АвтоВАЗ разрабатывал экспериментальный ВАЗ-Э2121

Компания АвтоВАЗ имеет длинную и весьма интересную историю. Этап становления кажется не таким сложным, как у других производителей того времени, но не лишен различных испытаний. Многие знают, что единственной моделью АвтоВАЗа, которая разрабатывалась без участия иностранных компаний, является ВАЗ-2121. Это уникальный в своем роде внедорожник, ставший символом отечественного автопрома во второе половине прошлого века. На его основе разрабатывали различные модификации, направляемые на службы в отдельные ведомства. Но мало кто знает, как выглядел "предок" модели.

По внешнему виду прототип больше напоминал модель Renault Rodeo 1970 года
По внешнему виду прототип больше напоминал модель Renault Rodeo 1970 года

Для первого прототипа знаменитой Нивы, которая еще тогда носила индекс ВАЗ-Э2121, разработчики придумали весьма оригинальное название - "Крокодил Гена". Именно так конструкторы между собой называли разработку, в которой сейчас нельзя узнать ничего от привычного многим отечественного внедорожника, запущенного в серийное производство.

По внешнему виду прототип больше напоминал модель Renault Rodeo 1970 года выпуска или Citroen Mehari 1968 года. Первый вопрос, который всегда встает при упоминании прозвища, - за что автомобиль назвали "Крокодилом Геной"? Самая главная причина - цвет кузова ярко-зеленого оттенка. Кроме того, автомобиль был собран на заводе в 1971 году. Именно в это же время появился мультфильм про Чебурашку. И э то еще не все интересные факты. Вместе с этим прототипом на заводе разрабатывали экспериментальный малолитражный автомобиль ВАЗ-Э1101, который получил связанное прозвище - "Чебурашка". Именно так на свет появилась парочка из мультика. Интересно, что автомобиль внешним видом напоминал персонажа, в честь которого был назван - такой же прищур глаз и ярко-зеленый цвет.

В ходе тестов специалисты выявили некоторые недоработки транспорта
В ходе тестов специалисты выявили некоторые недоработки транспорта

"Крокодил Гена" для своего времени был инновационным автомобилем. Поэтому разработчики не стали сидеть на месте - приступили к созданию нового цикла испытаний. В экспериментальном прогоне совмещали методы проверки легковых автомобилей и грузовиков. Именно так появилась в СССР новая категория транспортных средств - "легковой полноприводный".

Уже в 1974 году было построено 15 образцов, которые сразу отправились на испытания в самых жестких условиях. Небольшая партия отправилась на Урал зимой - здесь "Крокодилы" рассекали 4000 км по горам и снегу. Вторая часть поехала в Среднюю Азию, где автомобили проехали в общей сложности 13000 км.

На начальном этапе разработки этот проект считался секретным. В момент испытаний на прототипы устанавливали фальш-шильдики, чтобы скрыть факт создания новой модели. На табличках делали надпись Formika - такой организации тогда даже не существовало. Такая секретность не прошла даром - автомобиль ни разу не появился в газетах или журналах до официальной премьеры.

Из-за недостатка аргументов было принято решение создавать внедорожник с открытым кузовом
Из-за недостатка аргументов было принято решение создавать внедорожник с открытым кузовом

В ходе тестов специалисты выявили некоторые недоработки транспорта. Согласование концепции проходило в напряжении - конструкторы постоянно спорили и пытались отстоять собственное мнение, каким должен быть новый автомобиль.

Одна категория хотела придерживаться устоявшихся норм - утилитарная форма, рама, барабанные тормоза, зависимая подвеска колес. Сложно было не придерживаться такого направления, так как подобная концепция уже прошла проверку временем. Но молодые создатели видели автомобиль совершенно иначе - закрытый вариант, почти такой, какой был выпущен в итоге.

Из-за недостатка аргументов было принято решение создавать внедорожник с открытым кузовом. Конструктор Петр Прусов сразу же написал заявление на увольнение и отдал его главному конструктору ВАЗ, Соловьеву. К тому времени полномасштабный макет новинки был подготовлен и мог выйти на любое мероприятие. Соловьев сумел убедить Прусова не горячиться и довести презентацию до конца.

Закрытая пластилиновая модель была готова к техсовету. Как только заседание началось, Соловьев сделал гениальный ход. Он подошел к открытому макету и предложил накинуть на него чехол, заявив, что в нем нет никаких перспектив. Именно так предпочтение было отдано закрытому варианту молодых создателей.

Итог. ВАЗ-2121 - известный отечественный внедорожник, который разрабатывался долгое время. Первая версия модели выглядела совершенно иначе и имела прозвище "Крокодил Гена".

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!

Авто
268,3 тыс интересуются