Завершен сбор винограда — вызревал он в этом полном погодными капризами году с большим трудом. Впрочем, не с таким, как новое российское виноделие. Еще 20 лет назад винная культура в России представляла собой уцелевшие осколки досоветского и советского наследия, а единственным достоинством российского вина была его низкая стоимость. В начале 2000-х буквально из ниоткуда появились виноделы-энтузиасты, а сегодня результаты их трудов отмечены авторитетными международными рейтингами.
Далекие от индустрии люди могли не замечать успехи российского виноделия. И каково же теперь их удивление, когда в таких прогрессивных местах, как, например, кафе музея Garage в Москве, им приносят большую винную карту, полностью составленную из отечественных белых, красных, игристых, розовых и даже оранжевых. А ведь еще лет 5-7 назад сомелье в московских ресторанах хоть и предлагали российское вино интересующимся иностранцам, но сами не были уверены в том, что делают. Сейчас же, пожалуй, уже можно говорить, что мы наблюдаем начало расцвета российского виноделия — аргументов в пользу этой гипотезы очень много.
Уникальные терруары
На огромной территории России мест с подходящими для виноградарства природно-климатическими условиями немного — южные земли Краснодарского края, долина Дона, Крым и Дагестан. Зато тут есть по-настоящему уникальные терруары. Сейчас наиболее обширными по площади посадками винограда может похвастаться Краснодарский край. Местная продукция маркируется «ЗГУ Кубань»: ЗГУ — это защищенное географическое указание с обозначением региона производства, наш аналог европейских апелласьонов. Важное отличие состоит в том, что пока ЗГУ категория больше географическая, нежели гарантирующая определенный уровень качества. Климат в южной части Краснодарского края умеренно континентальный, но благодаря Главному Кавказскому хребту и создаваемому им разнообразному рельефу в регионе множество климатических микрозон с вариантами экспозиции участков по разным сторонам света. Почвы региона также разнообразны: от чернозема с глиной в Тамани до известково-мергелевых в Семигорье и Крымске, а также мергелево-глиняных с известняком под Новороссийском. Все это определяет сорта винограда, которые лучше всего себя чувствуют в этих краях. Из международных сортов часто встречаются шардоне, рислинг, мускат, каберне фран и сира. Если хочется приятно удивить российским вином иностранца, то выбрать стоит необычный местный сорт — красностоп.
В долине Дона климат умеренно континентальный, это зона укрывного виноградарства — на зиму лозы засыпают землей, чтобы они не замерзли при минусовых температурах. Почвы черноземные с глиной. Здесь выращивают главный российский автохтон — красностоп золотовский, а из белых сортов наиболее известен сибирьковый.
Международное признание
Поскольку лучший способ завоевать любовь россиян —сначала заслужить уважение иностранцев, последние несколько лет наши виноделы активно участвуют в международных состязаниях. И количество российских вин, благосклонно принимаемых на мировых винных конкурсах самого высокого уровня, стабильно растет. Есть даже несколько вин, удостоившихся оценки 90–91 балл из 100: в 2019 году красный бленд от «Лефкадии» Резерв 2012 получил 91 балл в престижнейшем американском рейтинге Wine Advocate, основанном винным критиком Робертом Паркером.
В 2020 году на 90 баллов этот же рейтинг оценил рислинг 2019 года винодельни «Имение Сикоры» в Семигорье. Один из главных международных конкурсов International Wine&Spirit Competition присудил 90 баллов каберне 2018 года «Абрау-Дюрсо» и игристому Temelion Blanc de Blanc Brut 2012 «Лефкадии», произведенному классическим методом. Весной этого года также 90 баллов от Wine Advocate получили два вина молодой винодельни Château Pinot, расположенной под Новороссийском: «Шары Колдуна» Рамато 2019 года из экспериментальной линейки и игристое Петнат Пино Нуар 2020. Даже вина демократичного сегмента удостаивались почетных наград, например игристые винодельни «Кубань-Вино»: Château Tamagne Резерв 2018 и Aristov Cuvée Alexander Blanc de Noirs получили бронзовые медали на конкурсах International Wine&Spirit Competition 2020 и International Wine Challenge в 2019 году соответственно.
Бизнес мечты
Успехи российского виноделия новой волны — это абсолютная победа энтузиазма, смелости и терпения. Ведь виноделие — игра вдолгую, бизнес с отложенным возвратом инвестиций, поэтому плоды труда тех, кто заложил свои первые виноградники 10, а то и 20 лет назад, мы видим только сейчас.
Наследие СССР в этой области оказалось почти бесполезным, ведь используемая модель полностью опиралась на количественные, а не качественные показатели: чем больше была урожайность и производительность, тем считалось лучше. На этом фоне большим успехом советских виноградарей и виноделов крымского завода «Массандра», основанного в 1894 году князем Голицыным, были и остаются изумительные сладкие вина, которые на слепой дегустации легко спутать с выдающимися французскими сотернами. Старые винтажи «Массандры» продаются в наши дни на международных аукционах за баснословные деньги.
Те, кто пришел заниматься вином в новое время, оказались перед выбором: начинать с нуля либо идти путем восстановления существующих производств, как это сделал в начале 2000-х бизнесмен Борис Титов, взявшись за «Абрау-Дюрсо» неподалеку от Геленджика. Cреди тех, кто начал с нуля, — Эдуард Александров, основавший под Анапой винодельню «Гай-Кодзор». Первые 15 лет здесь, принимая ограничения молодых лоз, делали вина попроще. Но в сентябре этого года «Гай-Кодзор» оказался на 80-м месте в международном рейтинге World’s Best Vineyards 2021, отмечающем лучшие винодельни для туризма, куда также попали «Лефкадия» и «Имение Сикоры» — на 23-е и 20-е место соответственно. С поиска участка начинал Рено Бюрнье, основатель Винодельческого дома Бюрнье, с нуля создавались и Golubitskoe Estate на полуострове Тамань, «Галицкий и Галицкий» к северо-востоку от Анапы, несколько лет назад завершили строительство собственной гравитационной винодельни Château Pinot под Новороссийском. И этот список постепенно увеличивается, а значит, вопреки всем сложностям виноделие двигают не только мечты энтузиастов, но и заманчивые цифры из их бизнес-планов.
Эногастрономический туризм
Винодельни — необычный и приятный элемент маршрута — стали почти обязательной частью программы для тех, кто последние годы путешествует по южным регионам. Побывать на открытых для посетителей винодельнях можно круглый год, с некоторыми ограничениями — со второй половины августа по сентябрь, когда
у виноделов горячая пора сбора и обработки винограда. На некоторых винодельнях есть специальные туристические форматы, которые удобно бронировать через сайт.
В окрестностях Геленджика стоит отправиться на винодельню Château de Talu, основанную в 2005 году. Ее живописные виноградники площадью более 100 гектаров растут с видом на море. За элегантность вин и отра-жение терруара в них отвечает известный французский энолог Франк Дюсенер. В 2021 году на территории винодельни открылся ресторанно-дегустационный комплекс с видом на бухту Геленджика, шеф-поваром которого стал Илья Захаров, долго работавший в холдинге White Rabbit Family в Москве.
Швейцарская точность российского вина
Рено Бюрнье, потомственный швейцарский винодел, чья прабабушка жила в России в 19 веке и много о ней рассказывала, очарован русской культурой с детства. Вместе со своей женой Мариной он задумал производить вино в России еще в 1998 году. Спустя 3 года поисков супруги нашли идеальный участок в станице Натухаевская между Анапой и Новороссийском. Первые виноградники были высажены в 2003 году –саженцы привезены из итальянских и французских питомников. Сорта винограда Рено тщательно подбирал, исходя из особенностей терруара. Сейчас в хозяйстве произрастают 12 сортов винограда, в том числе российский автохтон красностоп золотовский. Из этого сорта в 2005 году было произведено первое вино хозяйства.
Рено тонко чувствует природу и ее энергию, для него вино – не просто продукт, а часть жизни и философии. Семья Бюрнье стремится во всем к натуральности: Рено один из первых в России начал применять органические принципы при возделывании лозы и создании вина. Швей-царские экологические нормы и стандарты качества Рено применяет как у себя на родине, так и в России.
Цель семьи Бюрнье – создание премиального российского вина, которое могло бы стать достойным участником международного винного рынка. Сегодня вина хозяйства уже признаны в Швейцарии и других странах Европы и Азии. Бюрнье – поставщик престижных международных мероприятий, в том числе Всемирного экономического форума в Давосе.
Поддержка профессионалов и любителей
Сегодня невозможно представить винную карту ресторана, претендующего на знание рынка, — и уж тем более винного бара — без российского вина. Лучшие российские вина можно найти и в высокогастрономическом Twins Garden, и в раскрученном «Крабы-Кутабы», причем не только бутылками, но и по бокалам. А год назад в Москве появился винный бар Russian Wine Bar, целиком и полностью специализирующийся на российских винах — в карте их более 100.
И при всем скепсисе, который в силу привычек и стереотипов может возникнуть на тему российского вина, сегодня можно искать интересные и необычные сорта, выращенные на родных терруарах, знакомиться с нашими автохтонами, узнавать увлекательные истории виноделов, сравнивать со своим восприятием оценки международных экспертов и влюбляться в красоту южных просторов, открывающихся благодаря развитию эногастрономического туризма с совсем новой стороны.
В тексте использованы фрагменты статьи Юлии Зверевой для журнала R Flight 10/2021.
____________________________________________________
Подписывайтесь на канал Restosnob в Телеграме и будьте в курсе лучшего, что есть в ресторанной Москве.