Найти тему

Сказ про старого зацепера

Автор фото : Janke //wikipedia (CC BY-SA 2.5), 2006
Автор фото : Janke //wikipedia (CC BY-SA 2.5), 2006

Дело было в конце 90х годов. На дворе трещали январские морозы. Я с Архангельска ехал в по служебным делам в Няндому – в районный город Архангельской области. Для пути я выбрал пригородный поезд Архангельск – Няндома, которого в народе называли "Няндомской дежуркой". Через Няндому проходят много поездов и скорых, и простых пассажирских, но я решил поехать на медленной дежурке. Расписание у неё было удобное, поздно вечером сел, а к 8 утра уже на месте. Можно сразу приступать к делам, все нужные мне учреждения работали с 9:00 и сидеть на вокзале не приходилось. А вот, например, московский скорый прибывал в 3 часа ночи и торчи потом часов 5-6 на неудобных вокзальных креслах. Да и билеты на дежурке был дешевле. В общем, я поехал на Няндомском поезде.

Дежурки, не только Няндомская, в Архангельске 90х годов пользовались особой любовью. Это был самый экономный вид железнодорожного транспорта, который останавливался не только на каждой станции, но и на каждом полустанке. Были дежурки на 6-8 вагонов, были пригородные поезда из 2 вагонов. Если места в таком маленьком поезде не хватало, пассажиры лезли на крышу вагона. На малых расстояниях это негласно допускалось. В наше время езда на крыше поездов - зацепинг является неоправданным противозаконным риском, модным среди молодёжи, а в те годы, такая поездка была явлением безысходности. Кроме того, электролиний ещё не протянули и по Архангельской области бегали только тепловозы. Я часто был очевидцем, когда по осени грибники и ягодники со своими металлическими шарабанами восседали на крышах пригородных поездов. Вероятно, в то время их ни кто не гонял и не штрафовал. Платили ли они за проезд, я не знаю. Факт таких поездок я видел, но сам так не ездил и не интересовался о свойствах такого передвижения. Так и стоит передо мной картина, как люди тепло одетые, большей частью в армейские камуфляжные или рыболовецкие бушлаты, с красными, синими и серыми кузовами-шарабанами сидят спокойно на крыше вагона и ждут отправления поезда. По осени это было обычной картиной. Не думал, что такое возможно зимой.

Поезд отправлялся в 22:20. Доехав до вокзала на такси, я направился на перрон. До посадки было ещё минут десять, подумал постою на улице, подожду. Мороз стоял 35 градусов. Как только открыли дверь вагона, я быстро поспешил показать свой билет и заскочить в вагон. Было холодно. Я даже пожалел, что ждал на улице, а не в вокзале. В поезде было тепло. Добравшись до своего места уселся поудобней стал поглядывать в окно, на провожающих, которые кутались в шубы и прикрывали нос варежками. «Надеюсь, завтра в Няндоме будет тепло» - крутилась мысль, как мантра, у меня в голове. Бегать по городу весь день в 30-40 мороз совсем не хотелось. Пассажиров в вагоне было совсем мало. Со мной – три человека. Вскоре поезд тронулся в путь. Я забрался на верхнюю полку. В поезде были только общие вагоны. Все места бы сидячими и нумерация шла по нижней полке, а наверху спали те, кто успел туда первым. Кроме этого, там было теплее. Вскоре я задремал. Где-то через минут сорок поезд стал резко тормозить. За окном была сплошная темнота. Нас окружал плотный лес. Ни огонька, ни станции видно не было. По вагону забегали проводницы. Немногочисленные пассажиры стали выглядывать со своих мест. Выглянул в проход и я. Вскоре выяснилась и причина экстренной остановки.

На последней станции на крышу вагона залез мужик. Он намеревался проехать один перегон. Но не рассчитал своих сил. При морозе за тридцать пять градусов, при скорости поезда около 100 км/ч, ни какая одежда не могла спасти от холода. Мужик видимо терпел, сколько мог, но потом не выдержал. Заледеневшими руками и ногами он стал стучать в крышу вагона в районе купе проводника. Молодые проводницы – выпускницы Няндомского железнодорожного техникума, услышали странный шум и сообщили бригадиру поезда. Тот отдал приказ на торможение. Мужика сняли с крыши и затащили в вагон. Обледеневший мужчина, немного в хмелю, крыл благим матом и паровоз, и машиниста и проводниц. «А мы тот тут при чем?!» - не понимали девчонки-проводницы – «Он ведь сам туда залез». Но мужик продолжал ругаться, пока его не усадили за стол и не дали горячего чаю. На ближайшей станции мужчина, уже отогревшись и повеселев, поблагодарил девушек и сошел с поезда. Мы же без всяких инцидентов поехали дальше. А в Няндоме было тепло – всего 26 градусов мороза.