Содержание души всегда проявляется во внешних формах. И добродетели, и пороки обязательно показывают себя, когда мы сталкиваемся с окружающим нас со всех сторон миром. Хотя мы пытаемся скрывать и хорошее, и плохое в себе...
Мы — современные христиане— не имея христианского содержания, и не понимая этого, пытаемся найти какое-то содержание в форме и постепенно становимся формалистами и «буквоедами».
Тогда вера заменяется обрядоверием, а духовная жизнь замирает и подменяется мелочным исполнением буквы Закона; мы не понимаем, что Бог — это Любовь и думаем, что Бог—жестокий каратель, и сами становимся такими: безжалостными и неумолимыми формалистами.
С горькими примерами такого формализма сталкивались мы все:
— когда случайно, не в соответствующей одежде — т.е. без косынки, длинной юбки или в шортах, зайдём в храм; то можно услышать о себе такое, что лучше бы и не слышать;
— когда почему- либо не можем стоять в храме и молиться как все. Архим. Иоанн (Крестьянкин) описывает, как одну молодую женщину попросили на службе встать, она объясняет, что не может после операции долго стоять и слышит в ответ: «Да чтоб ты сдохла!», а потом лицемерное: «Прости меня сестра»;
— когда мы, в монастыре, не искренне просим друг у друга прощения и также неискренне отвечаем: «Бог простит»; забывая, что если мы не прощаем, то и Бог нас не простит...
Формализм — это очень старая болезнь: фарисей и законники были формалистами. Они постоянно упрекали Иисуса Христа, в том, что Он не исполнял всех мелочных требований Закона, придуманных разными толкователями; а Господь всегда указывал, что исполнение Закона — это не цель, а средство для более духовной жизни; жизни в Боге. «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?»
Богу не нужны наши жертвы, они раздражают Его; кроме одной: «Жертва Богу дух сокрушен»—читаем мы в 50-м псалме. То есть ни пост, ни молитвы, ни поклоны, ни особый образ жизни не нужны Богу; все виды подвига нужны нам, чтобы постепенно приближаться к Богу.
Как писали святые отцы: «Не думай, что Богу нужно урчание твоего пустого желудка», а схиигумен Никон (Воробьев) писал:
«Все виды подвижничества должны привести человека к глубокому смирению. Если не приводят — то путь избран неверный».
А мы забываем, что и пост и прочее — это только путь, и если исполняем что-нибудь из предписанного Церковью, то сразу начинаем тщеславиться и учить всех вокруг; а от этого приходим в ещё худшее духовное состояние.
Давайте постараемся приобрести такое содержание души, которое будет соответствовать всем православным формам и этим поможем Господу наполнить нас благодатью Духа Святаго и после жизни на земле поместить в Царстве Небесном! Аминь.
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.
ВМЧ. ЕВСТАФИЙ (ПЛАКИДА). ЕГО ЖИЗНЬ – ГОТОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ФИЛЬМА