Приветствую, друзья! Недавно я пересматривал «Игру Престолов» взахлеб. И еще раз убедился, что это, наверное, лучший сериал за всю историю. Кстати, всем фанатам рекомендую поступить так же. Во время второго просмотра замечаешь какие-то детали, которые упустил в первый раз. В глаза бросаются вещи, на которые до этого вообще не обращал внимания. Более глубоко понимаешь персонажей, потому что можешь с самого начала проследить их путь и все взвесить.
В общем, я твердо решил для себя, что «Игра Престолов» не просто заслуживает, но и требует двух, трех и более просмотров. Но сейчас не об этом. Хотя я обещаю вернуться к этой теме в своих кино-рубриках. Сегодня мне хочется поговорить с вами про компьютерные игры. Но мы неспроста начали беседу с «Престолов». Как я часто говорю в своих материалах, я в равной степени являюсь фанатом фильмов, сериалов, аниме и игр. Для меня эти развлечения неразрывны.
Особенно люблю те моменты, когда могу сочетать какие-то из этих направлений. И вот я поймал себя на мысли, что знаю три игры, которые абсолютно точно понравятся ценителям творчества Джорджа Р.Р. Мартина. Разумеется, они не заменят вам сериал и, тем более, книги из цикла «Песни Льда и Пламени», но в какой-то степени позволят самому окунуться в мир средневековых интриг и переворотов, с элементами фэнтези. Интерактивность все же очень важна в таких делах.
Ведь одно дело - наблюдать за всем со стороны, и совсем другое - участвовать во всех событиях лично (пусть и виртуально). Можно примерить на себя роль правителя, которого хотят свергнуть, или бастарда, который хочет получить свое по праву. А может вы просто хотите верно служить своему господину и добыть славу ему. Почему бы и нет, это ваше решение. Я предложу вам три разных жанра, чтобы у вас было больше возможностей для выбора. Вы готовы? Поехали!
СЕРИЯ ИГР "Crusader Kings".
Начну с самого близкого аналога в мире компьютерных игр – серии «Crusader Kings». Особенную честь данной игре делает тот факт, что первая часть вышла задолго до сериала «Игра Престолов». Хотя, вполне возможно, что авторы вдохновлялись литературным первоисточником. С другой стороны, тема придворных интриг и дворцовых переворотов вполне реальна и распространена даже без Джорджа Р.Р. Мартина. Можно долго спорить об этом, но толку мало.
Главное здесь – это то, что все три части целиком посвящены политике средневековья, со всеми вытекающими нюансами. В их число входят заговоры, войны, альянсы, договорные браки, крестовые походы, религиозные гонения и многое другое. Немало авторитетных изданий называют «CK» уникальной и гениальной игрой, и они во многом правы. Авторы сделали ни на что не похожий, но при этом безумно интересный проект, который можно познавать бесконечно.
«CK» находится на стыке нескольких жанров. В наибольшей степени, это, конечно же, стратегия. Но не спешите искать аналогии с Warcraft, Total War, или Казаками. Здесь нет сражений (ни в реальном времени, ни в пошаговом режиме). То есть, факт проведения битв, разумеется, присутствует, но вы не можете управлять своими войсками. Это может показаться минусом, но авторы не стали распыляться на то, что было бы лишним элементом. Согласен, звучит абсурдно.
Называть бои «лишними» в 10-15 веках нашей эры – это, как минимум, странно. Но суть в том, что в «CK» итак очень много элементов. Да и масштабы происходящего охватывают слишком уж большие пласты информации. Вам было бы попросту некогда заниматься каждой отдельной «стычкой». Прямо у вас на глазах пролетают десятилетия, мир стремительно преображается, сменяются поколения. Войны начинаются и заканчиваются, а жгучее желание процветать остается всегда.
Может показаться, что это неразрывно связанные факты. По самой очевидной логике - от исхода войны зависит ваше процветание. В определенной степени, так оно и есть. Но создатели этим не ограничиваются. У вас есть множество инструментов для поддержания своего благополучия. Начиная с удачной женитьбы, и заканчивая получением поддержки католической церкви. Не забывайте также про научный прогресс, торговлю, помощь географическим соседям и прочее.
На фоне колоссального набора возможностей, война – это лишь один из инструментов. К тому же, самый ненадежный, затратный и хлопотный. Если рассуждать с точки зрения геймплея, то и здесь отказ от управления сражением выглядит не таким уж и плохим решением. Да, вы не можете выбирать отряды, расставлять их, назначать порядок атаки, но тем важнее становится подготовка. «CK» научит вас ввязываться в драки с умом и не рисковать понапрасну. Надо быть осторожным.
Каждый раз вы будете проверять десятки различных переменных. Есть ли у вас военная поддержка; достаточно ли людей и ресурсов; хорошо ли вооружены ваши солдаты; можно ли оставлять земли без защитников; выгодна ли вам вообще эта «разборка». И это прекрасно. «CK» сделает для вас очевидной одну важную вещь: война – это не развлечение, а очень опасное занятие, с долгоиграющими последствиями для всех. Весьма жизненно, кстати.
Вы перестанете относиться к сражениям, как к шахматам. Вот вы, а вот ваш противник, и, если все сделать правильно, то вы победите. Нет, в «CK» у вас может просто не быть шансов на победу. Иногда нужно грамотно избежать кровопролития и выжить, а не слепо лезть на рожон. В этом месте мы подходим к еще одному интересному моменту - к выбору персонажа (если это можно так назвать). Здесь не обойдется без сюрпризов и необычных деталей. У вас будет богатый выбор.
Вы можете начать играть правителем Великой Римской Империи, а можете стать мелким дворянином в Речи Посполитой. От вашего выбора будет зависеть начальный уровень средств, охват компетенции и количество насущных дел. А также ваши связи, влияние, могущество врагов и еще сотня-другая факторов, которые даже не получится сразу оценить. Если попытаться сказать коротко, то великая сила подразумевает великую ответственность. Здесь это точно справедливо.
Переходим к следующей важной грани. Так как у вас есть номинальный игровой персонаж, то есть и элементы РПГ. У вас имеется куча параметров, вроде интеллекта, силы, харизмы и прочего. Но все это работают не совсем так, как мы привыкли в других играх. Вам же не нужно самим ни с кем драться, помните? Тогда зачем же эти характеристики? Все очень просто (точнее сложно). Они нужны для взаимодействия с механикой игры, с вашими подданными, с другими правителями.
При этом получать опыт, качать уровни и повышать нужные вам «перки» не получится. Ваш герой будет развиваться в зависимости от рандома, принятых вами решений и происходящих игровых событий. Поверьте мне, с учетом того, что здесь проработаны даже такие вещи, как характер, привычки и страхи, получаться у вас всегда будет неповторимый и очень интересный «кадр». У меня, например, несколько раз выходили социопаты с манией величия и бесполезные нарциссы.
Трудновато править страной, когда правитель сумасшедший. Но это вы и сами увидите. Последняя по списку, но не по значению составляющая здешнего успеха – это «текстовые квесты». Не знаю, многие ли из вас застали те далекие времена, но существовал такой отдельный жанр. Он и сейчас живет где-то на задворках Интернета и на мобильных платформах. Суть игр этого направления заключается в том, что «движок» генерирует события и явления в виде текста, а вы реагируете.
Затем игра взвешивает ваше решение и выдает адекватный (а иногда и не очень) результат. Примерно такую механику вшили в исходный код «CK». С вами постоянно будут происходить какие-то вещи (приятные и не очень), а вам нужно будет что-то делать и разгребать последствия. Звучит, может, и не очень увлекательно, но на самом деле это именно так. Всё настолько «залипательно», что, втянувшись один раз, вы уже вряд ли вообще сумеете остановиться.
Ну хорошо – скажете вы – а где во всем этом хаосе «Игра Престолов»? Так вот же она – отвечу я. Во всем этом круговороте неподвластных вам событий и кроется вся соль. Мир «CK» не зависит от вас. Он существует сам по себе, а вы лишь его малая часть. Вы можете на него повлиять, но, по большому счету, лишь играете по его правилам. Вы всего лишь человек. Обладающий властью, силой и ресурсами (если повезет), но все же человек. Вас можно свергнуть, запугать или убить.
Именно этим, кстати, и будет заниматься большинство окружающих вас людей, включая ваших же родных. Вы можете строить из себя оплот благочестия и милосердия; поступать всегда только благородно; прощать врагов и защищать друзей. Но, скажу честно, долго вы так не протянете. Вас или отравят на очередном пиру, или заколет собственная жена, которой пообещают мужа помоложе. Так что не надо строить из себя святого. Отриньте слабость и используйте хитрость.
Вспомните заветы Мартина и, вооружившись знаниями из «Игры Престолов», смело войдите в мир «CK». Не гнушайтесь грязных приемов, применяйте коварство, холодный расчет и умение влиять на обстановку. Освойтесь в жестоких реалиях средневековья, изучите здешние законы, станьте настоящей акулой. Научитесь пользоваться данными вам в руки инструментами – от взяток, до государственных переворотов и кто знает, может вы станете правителем мира.
СЕРИЯ ИГР "Mount & Blade"
Перейдем к кое-чему попроще, но повеселее. «CK», не смотря на все свои плюсы, имеет одну серьезную оговорку – это очень сложный, нишевый и требовательный к игроку проект. Далеко не каждому понравится читать огромные массивы текста, и вникать в сотни деталей, требующих внимания. Я не пытаюсь сказать, что современная публика «отупела», но нельзя отрицать тот факт, что «умные» игры потихоньку уступают место дорогим, красивым и зрелищным проектам.
Наверное, в конечном счете, это не так уж и плохо. Индустрия игр стремительно развивается. Графика потихоньку начинает «нагонять» реальность, в области достоверности и прорисовки. На первый план выходят такие вещи, как детализация, диалоги, сюжет, динамичность. В общем, все то, что мы привыкли видеть в кино. Современные технологии позволяют создавать невероятные, потрясающие, великолепные трехмерные миры, поражающие воображение. И это здорово.
Мне только жаль, что за всем этим «украшательством» зачастую теряется душа. У игровых студий понемногу исчезает необходимость применять творческий подход и креативность. Достаточно иметь внушительный бюджет и хороших программистов. Но мы не будем сегодня говорить о грустном. Главное, что я хотел донести сейчас – это то, что «CK» далеко не так популярна, как того на самом деле заслуживает. И вполне возможно, что и вас она оттолкнет своей сложностью.
На случай, если у вас нет сил, времени или желания на «CK», то у меня есть для вас любопытная альтернатива. Встречайте – серия «Mount&Blade» («Огнем и Мечом» в российском варианте). Это относительно молодая серия от независимых турецких разработчиков. На данный момент выпущено две части. Вторая находится на стадии раннего доступа. Чем же примечателен данный проект и чем он может быть интересен фанатам «Игры Престолов»? Ну, во-первых, антуражем.
А куда без него? Позднее средневековье, восточная Европа (предположительно), борьба за власть в регионе. Вы начнете свой путь за безымянного бродягу, без гроша за душой. У вас не будет семьи, друзей, дома. Да вообще ничего – только то, что на вас надето (и это будут далеко не крутые доспехи). Что касается репутации, авторитета и связей, думаю, итак понятно. Вам нужно сразу определиться со своим стилем игры и планами на будущее. Кем и как вы хотите стать?
Вы можете помогать страждущим, выполнять квесты, защищать деревни от разбойников. К вам будут хорошо относиться простые люди; рано или поздно вокруг вас сформируется добровольное ополчение; на вас обратит внимание какой-нибудь правитель и предложит поступить к нему на службу. Кто знает, возможно, вы удачно женитесь, докажете свою верность и вам даруют дворянский титул. Ну а с ним и собственные земли, и даже замок. Как по мне, это уже успех.
Но есть и альтернатива. Вы можете сами стать разбойником, грабить и убивать невинных людей, разорять деревни. Никто не запрещает вам вовсе плюнуть на систему квестов и просто «отрываться» по полной. В конце концов, речь идет о средневековье, а это была далеко не самая спокойная пора в истории. К вам примкнут другие лихие люди, ваша шайка постепенно превратится в настоящую наемную армию. Вас будут ненавидеть и бояться местные графы.
Вы сможете требовать с них дань, или даже напасть на замок. Ничто не мешает выбить из какой-нибудь крепости правителя и занять ее самому. Да хоть все замки подомните под себя и станьте единоличным диктатором. Все зависит только от вашего выбора, потраченных сил и времени. Вы можете достичь чего угодно, на предоставленных просторах. Карта, кстати, достаточно велика и вам однозначно будет, как себя развлечь. Помимо заданий и завоеваний, есть и политика.
Если вам не хочется просто решать все вопросы силой, то обратите свое внимание на систему отношений с другими важными NPC. Заводите друзей, стравливайте врагов между собой, сохраняйте нейтралитет в спорных ситуациях. Будьте умны и расчётливы, думайте на два шага вперед. «Mount&Blade», в плане времяпрепровождения, чем-то напоминает «CK». Это игра не из разряда «сел, прошел сюжет и забыл». Нет, это долгое, медитативное, «залипательное» занятие.
Тут важен сам процесс, чем начало и конец пути. Вы просто будете заходить в нее, как домой. Это такая небольшая жизнь, которую нужно прожить по своим правилам. У вас нет какой-то конечной цели. Есть только насущные задачи и способы себя занять. Можно захватить очередную территорию, или повоевать с соседями, или поучаствовать в рыцарском турнире. Здесь постоянно что-то происходит, и вы можете принять в этом участие. А ненужное вам просто игнорируйте.
В «CK» все примерно так же. Вы больше живете внутри проекта, чем пытаетесь достичь какой-то задачи. Разница лишь в том, что «Mount&Blade» попроще, но подинамичнее. Если вы устанете от однообразной рутины и скучных переговоров, то никто не запретит вам пойти и лично возглавить кавалерию во время осады замка. Разомнитесь, убейте сотню-другую врагов, покорите сердце дамы и с новыми силами беритесь за правление страной. Нужно же и королю иногда отдыхать.
"Kingdom Come: Deliverance"
Вы обратили внимание на интересный факт? Хорошие игры про средневековье делают именно те страны, которые действительно принимали бурное участие в тех исторических событиях. Швеция, Турция и вот сейчас мы переходим к Чехии. Польша уже успела засветиться на весь мир своими «Ведьмаком» и «Киберпанком 2077» (CD Project Red), но и их соседи решили не отставать. Студия Warhorse выпустила игровой проект «Kingdom Come: Deliverance». И он заслуживает внимания.
В отличие от «CK» и «Mount&Blade», «KC» - это сюжетно ориентированная игра, с глубоким и отлично проработанным сценарием. Здесь на первом месте находятся диалоги, задания и отношения с NPC. Вы не сможете сами создать своего персонажа или как-то радикально повлиять на его судьбу, но это не значит, что ваши решения будут не важны. И это не делает вас заложником скриптов. Нет, у вас будет большая песочница, полная свобода и уйма возможностей.
Вы примерите роль сына кузнеца, который ведет беспечную жизнь в мирном городке. На дворе 1403 год, а значит у вас есть множество способов развлечься – поиграть в кости, подраться в таверне, обкидать чей-то дом навозом, попрактиковаться с деревянным мечом, сходить на свидание с девушкой. Казалось бы, живи не тужи – просто рай. Но игра не была бы игрой, если бы вас, после небольшого вступления, не кинули в самое пекло. Недолго вам придется бить баклуши.
Спокойные деньки в компании верных друзей почти сразу сменятся ужасами войны. На ваше поселение нападут и практически полностью уничтожат. Родителей и девушку убьют, друзья пропадут без вести, а вы сами чудом останетесь в живых. Радужное безоблачное будущее станет, мягко говоря, туманным, а перспективы смутными. Дальше ваша судьба окажется полностью в ваших руках. Местный сюжет будет периодически вас подталкивать в нужном направлении.
Но, поверьте, это не будет казаться каким-то тотальным контролем и «ведением за ручку». Нет, ничего навязчивого, или раздражающе обязательного. У вас всегда будет выбор как именно поступить и чем заняться в данный момент. Выбор, кстати, настолько огромен, что глаза будут разбегаться. А спектр возможностей порадует даже самого требовательного геймера. Да простит меня великий «Скайрим», но уровень проработки побочных заданий здесь чем-то даже получше.
Можно аплодировать стоя квестам Шеогората, или веткам гильдий, но «KC» несколько раз предложит вам поистине уникальный незабываемый опыт. Если продолжать прямое сравнение со «Скайримом», то там безусловно больше контента и пространства; больше локаций и случайных событий. Но, черт возьми, в какой другой игре, кроме «KC», вы сможете «набухаться в дрова» со священником, а с утра провести за него проповедь голышом? Или, например, уйти в монахи.
А потом каждую ночь устраивать пирушки в подвале монастыря. Или узнать о том, что три деревенские женщины хотят вызвать дьявола. А потом присоединиться к ним во время шабаша, поймать наркотический «приход» и убить дровосеков, решив, что они черти. И таких примеров будут десятки. Каждый квест здесь сделан с любовью, с душой, с вниманием к деталям и с юмором. Вас ни на минуту не будет покидать мысль: «Что будет дальше? Что меня ждет?».
Особенно приятно, что здесь нет маловажных и незначительных вещей. То, что может начаться, как безобидное задание на 5 минут, может перерасти в огромную «ветку» с кучей ответвлений. И даже если не брать в учет сюрпризы и подводные камни от авторов, то вас приятно удивит разброс здешних масштабов в ваших занятиях. Вот вы просто доставляете письмо из одной деревни в другую, а вот уже возглавляете осаду города. И при этом нет никакого диссонанса.
Все смотрится логично, лаконично и гармонично. Каждый элемент этой игры доведен до ума, отполирован и плотно подогнан к остальным. Все находится на своих местах и работает как часы. Но я хочу сразу предупредить вас, что я имею в виду сам игровой процесс и изначальный замысел авторов. В техническом плане, к сожалению, все не так уж и радужно. Даже по прошествии трех лет, в игре все еще присутствуют многочисленные баги. Как в общем-то и в «Mount&Blade».
Это вообще беда любых масштабных игр с открытым миром. Невозможно идеально приладить все элементы, а также предусмотреть все действия игрока и свободно разгуливающих NPC. Тут уж нужно просто смириться и попытаться не попасть в непроходимый тупик. Благо, что «KC» по-прежнему хорошо поддерживается и совершенствуется. Лагов становится все меньше, а оптимизация улучшается. Осталось буквально несколько некритичных неприятных моментов.
В остальном, можно расслабиться и наслаждаться процессом. Еще один важный для ценителей жанра момент – долгоиграющие последствия действий. Вы можете наплевательски к чему-то отнестись, не придать значения какой-то мелочи или позволить себе маленькую вольность. А затем просто об этом забыть. Но не думайте, что здешний мир все забудет и простит. Лично меня, далеко не раз и не два жестоко наказывали за опрометчивые решения и это было очень обидно.
У вас уже вряд ли получится перезагрузиться и исправить ошибку, поскольку никогда не знаешь, что и когда аукнется. И это здорово, ведь игра учит вас взвешивать свои поступки и относиться к ним ответственно. Карма – очень серьезная и опасная штука, с которой надо считаться. В «KC» у вас, конечно, не получится играть бесконечно. У нее есть вполне конкретные начало и конец. Но она точно подарит вам 100 и более часов вдумчивого и приятного времяпрепровождения.
Местами грустного, местами веселого, но всегда неизменно увлекательного. Вы вдоволь подурачитесь, вволю приобщитесь к жизни простых людей, успеете примерить на себя образ благородного рыцаря или отъявленного негодяя. Здешний мир станет вам по-настоящему родным и до боли знакомым. Вы запомните имена всех NPC, заведете друзей и врагов, полюбите какие-то места и возненавидите другие. Вы проживете небольшую, но насыщенную жизнь.
Дорогие друзья, если вы любите хорошую авторскую литературу (особенно в жанрах фэнтези и мистика), то я бы хотел порекомендовать вам почитать рассказы и роман моих близких друзей Ирины Захаровой и Екатерины Балашовой.
https://author.today/work/149935
Спасибо за внимание!
Лучшие компьютерные игры в жанре FPS.
Лучшие игровые и профессиональные ноутбуки на процессорах серии AMD Ryzen 9 5000.
Ретро обзор на Xiaomi Black Shark 2.
Обзор на бюджетные геймерские наушники HyperX Cloud Earbuds.
Три фильма с миллионом отсылок для настоящих геймеров.