Найти тему
Стереотипы

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Карлос Рейгадас. Часть 1.

Мы продолжаем разговор о фильмографиях режиссеров авторского кино и арт-хауса примерно последнего тридцатилетия, кратко и без спойлеров, для облегчения поиска нового фильма для просмотра.

Япония(2001) Japón
Япония(2001) Japón

Мексиканский режиссер Карлос Рейгадас уверенно дебютировал с фильмом "Япония" (2001). Название фильма довольно условно и поддается разным интерпретациям. Пожилой художник отправляется в горное селение подальше от цивилизации совершить самоубийство. Он погружается в среду народной жизни, вязкую, текучую, тесно связанную только с природой. И погружаясь в новый мир герой обретает силы к жизни. Используя эффект присутствия режиссер создает мощный фильм, похожий на документальное свидетельство. Здесь показана не просто природа, но какой-то первозданный мир, нетронутый, городом забытый и хранимый только Богом. Черно-белое изображение усиливает впечатление эпичности, вечности. Редко в истории кино режиссеры стартовали настолько уверенно, и это во многих отношениях это лучшая работа режиссера. В ней столько кислорода, что зритель без привычки и готовности провести два с половиной часа в горах может просто устать от отсутствия так называемого экшена.

Битва на небесах(2005) Batalla en el cielo
Битва на небесах(2005) Batalla en el cielo

"Битва на небесах" (2005) возвращает Рейгадаса в город, в Мехико-Сити. Простая на первый взгляд история киднеппинга превращается в крупное панорамное повествование с немалой долей гротеска. Здесь телесно красивое и уродливое уверенно смешаны, вызывая и тошноту и восхищение. Автор ненавязчиво, но документально берет человеческую природу такой, какова она есть, и физически и духовно. Эта криминальная драма рассказывает и показывает бесстрастно, умело чередуя заброшенных в мир людей, государство с его истерическими символами, религиозные институты с их алчностью к власти. В фильмы такой мощи всё оказывается равноправно - и уродливая с виду любовь, и естественная для народа душевная жестокость, и пышные символы веры, и люди разных классов.

 Безмолвный свет(2007)
Stellet Licht
Безмолвный свет(2007) Stellet Licht

В фильме "Безмолвный свет" (2007) Рейгадас убегает из города вместе с сектой германских маронитов, которые соседствуют с мексиканскими крестьянами. Вопреки железным религиозным установлениям главный герой изменяет жене, и все знают об этом, и это электризует атмосферу неспешного повествования. Режиссер мастерски создает экспрессивную форму, энергия как лава заключена в персонажах и готова выплеснуться наружу в любой момент. Рейгадас хочет, чтобы в мире был Бог, и он умеет это показать и рассказать. Несколькоминутный восход солнца как буд-то включает божественный свет в мире людей с их неукротимыми страстями. Эффект документального присутствия здесь - это присутствие везде и всегда, присутствие в вечности.

Это была первая часть фильмографии Карлоса Рейгадаса. Приятного просмотра.