Найти тему
Даша Громова

Этика художника

Прежде чем начать, хочу отметить, что художник – это не только живописец, но и творец, создающий искусство в любом его воплощении. Художник – понятие, хоть и символически оформленное, но безграничное. Каждый художник уникален, у каждого свое мировоззрение и мораль, однако этические принципы у всех творцов несколько схожи.

Первый этический вопрос – вопрос оригинальности содержания и создания. Как минимум, для того, чтобы считаться художником, а не просто быть им, человек должен создать что-то свое, что-то личное, уникальное, не сымитированное, а прожитое им самим и не схожее с чьим-то еще,- тогда человек действительно будет считаться художником своей творческой вселенной, а не просто мастером, искусно сотворившим подделку по образу оригинала. Так, чтобы не нарушались этические нормы, художник должен блюсти правило оригинальности содержания своего произведения, и не искушаться легкими путями его создания. Этика содержания ориентирована на самоконтроль творца, на мотив и нормы исполнения художественного действия, и как факт, художественная реальность почти всегда не соотносится с реальной действительностью, но об этом позже.

Художественная реальность создается не только физической, но и психической деятельностью. А именно, в словах, в красках, на камне, в нотах, в языке жестов и тела, в эмоциях и чувствах. А еще, художественная реальность выражается в структурах – языком исполнения, языком, которым передается мысль художника. По-простому, это форма выражения художественного смысла. Это выражение также можно назвать художественной техникой, но если содержание может пересекаться с каким-то произведением или же может быть переписано, то художественная техника у каждого своя. Невозможно написать картину идентично оригиналу, невозможно сыграть на музыкальном инструменте, в точности повторить все движения «оригинального» музыканта, нельзя сделать такие же штрихи на мраморе, которые делал истинный творец. У каждого художника свой стиль исполнения, и сколько не тренируйся – отличия всё равно найдутся! У каждого художника определённое виденье того или иного предмета, подчас своя реальность, так как художественное произведение подразделяется на множественные категории и жанры. Будь то писатель или поэт – у каждого собственная рифма и слог, как, например, у С.А. Есенина рифма природы и боли за Родину или же у Виктора Гюго - боль за народ, столкнувшегося с несправедливостью властей; будь то это музыкант, который играет неповторимо для своих же соплеменников, чью игру, даже если и получится повторить, но не получится играть так постоянно; будь то великие скульпторы и художники, как Фидий, Микеланджело, Шишкин, Айвазовский,- чьё сечение и мазок можно сразу же узнать, не смотря на название, и другие творцы своего времени и эпохи.

Как я упоминала ранее, есть большая пропасть, которую некоторые авторы неспособны преодолеть за всю свою жизнь, между художником по профессии и художником по призванию.

В этике творчества нельзя выделить мировых китов, на которых она держится, ведь, всегда найдутся творцы-анархисты, которые способны совершить революцию в мире искусства, но можно обозначить главенствующие убеждения, к которым следует прислушиваться.

К ним относятся психологическая этика, а именно психологическая теория искусства и психологическое осмысление и выражение эмоций, чувств, ощущений, а также это художественная фантазия и совокупность психологических черт художника.

Также, к этим убеждениям относится ответственность за свои произведения, и основополагающую мысль в них. Творец должен помнить, что его произведения будут захватывать общество, даже если не в его век, но в век потомков - на каждое произведение найдется свой читатель. Творец должен помнить, что он несет роль учителя своим произведением, который должен воспитать моральные, этические и нравственные взгляды в своем читателе. Он не должен воспитывать читателя в строгости и насилии, напротив он не должен призывать его к насилию и облачать пороки в белые одежды, а должен порицать такое поведение и суметь убедить читателя, что это не путь к эволюции, а дорога к деградации общества. Творец, на какую флегматичную, меланхоличную или трагическую тему не было бы его произведение должен показать, что в мире есть много того, что можно исправить не насилием, а словом, делом, поступком. Также, нельзя допускать приукрашивания бедности, психических расстройств, войн и несправедливости, возводя это в ранг правильного и хорошего. Автор несет ответственность не только за себя и свое произведение, но и за читателей, доверившихся ему.

И заключительное убеждение – мораль художника, которая преобразовывается в художественное произведение, а, то есть, его чувства и взгляды, которые проходят через призму его души и находят свое отражение в картинах, сочинительстве, музыкальном произведении и прочем.

Полную версию статьи вы можете найти перейдя по ссылке:
https://vk.com/@charmantebatteur-etika-hudozhnika

Этика
7343 интересуются