Ответственность за исход коммуникации лежит на том, кто её начал.
Особенно это видно на родительско-детском общении. Всегда и везде первое слово — у родителей, потому что ребёнок учится говорить гораздо позже.
Когда мне жалуются, что сын или дочь совершенно не умеют нормально разговаривать, я спрашиваю: «А вы их этому научили?»
Это похоже на то, как человек пришёл на озеро, любовался его гладью, а потом взял и бросил камень, и пошли круги по воде, и вот оно уже не гладкое, а рябое. Можно предъявлять претензии озеру, а можно было не кидать камни.
У меня стойкое убеждение, что перед тем, как рожать детей и говорить с ними, многим нужно научиться выражать себя по-доброму — с другими взрослыми, с близкими и с собой. Потому что общение с собственными детьми — огромная ответственность. Ты станешь старше, что-то поймёшь, пройдёшь курсы, а малыш прямо сейчас списывает с тебя паттерны поведения as is — как есть. Грубый, нетерпеливый, не уважительный, предъявляющий претензии? Тогда будь готов, что он вырастет и будет общаться с тобой точно так же. Даже если ты к тому времени — лет через пятнадцать — будешь «белым и пушистым», добрым и понимающий, всё равно станешь задыхаться от обиды... А посмотри на него сейчас — не задыхается ли он, когда ты сравниваешь его с поросенком вместо того, чтобы порадоваться, как весело он играл в песочнице с такими же малышами. И не задыхается ли она, когда её слезы считают досадным недоразумением — «вытри сопли, не позорь меня!»...
Пожалуйста, помните — всё сказанное вами однажды вернётся. Но не сейчас, а тогда, когда дети вырастут и смогут обойтись без вас. Многие «хорошо воспитанные» даже не скажут, просто станут реже звонить, «забудут»...