История Ростова Великого уходит корнями в седую древность. Почти тысячу лет назад на его северной окраине был основан Авраамиев монастырь. Вплоть до XII века здесь располагался «Чудской конец» города, населённый финноугорским племенем мерян. Они отвергали учение Христа и поклонялись своей святыне – каменному идолу «скотьего бога» Велеса.
Все попытки обратить тамошних насельников в христианство наталкивались на яростное сопротивление. Зачастую в Чудском конце вспыхивали бунты и восстания. В 1071 году жертвой разъярённой толпы язычников пал Леонтий, один из первых ростовских епископов.
Вступить в противоборство с идолопоклонниками отважился ростовский инок Авраамий. Прежде всего он обратился за поддержкой к небесным силам. По преданию, мольбы его были услышаны Господом. На берегу озера Неро пред ним предстал посланец Всевышнего – апостол Иоанн Богослов. В руках его сиял жезл с навершием в виде креста, который он передал иноку.
Авраамий, вздымая святой крест, бесстрашно двинулся к «бесовскому капищу». И никто не смел преградить ему путь. Наоборот, все встречные в страхе падали ниц. Так приблизился Авраамий к истукану, и коснулся его священным посохом.
И тут же в громовых раскатах рассыпался идол в прах, и воссияло над местом тем имя Божие. Лучи его просветлили разум язычников, и они сами помогли Авраамию воздвигнуть на месте идола монастырь с соборным храмом. При поддержке князей Ростовских Авраамий был рукоположен в игумены обители.
Пятью веками позже эта история чрезвычайно заинтересовала царя Ивана Грозного. Возможно, монархом руководили не только религиозные чувства, но и чисто практические интересы.
В 1552 году он собирался в Казанский поход. И само присутствие в русском лагере святыни, чудесно сокрушающей «окаянных идолов», способно было в значительной степени укрепить боевой дух православного воинства.
И напротив, слухи о секретном «стратегическом оружии» русского царя могли внести серьёзную сумятицу в ряды противника.
По преданию, грозный самодержец, оставив все важные дела, прибыл в Ростов Великий. Священный жезл Авраамия всё это время хранился в монастыре. Епископ торжественно передал его Государю в присутствии многих людей.
С тех пор Иван Грозный не расставался с жезлом Авраамия. Ближние люди царя целовали его перед штурмом Казани. И после сокрушения неприступной твердыни жезл стал символом окончательной победы над татаро-монгольским игом.
Историческая реликвия до наших дней не дошла. Но облик её воссоздают многочисленные копии.
Однако сохранились подлинные свидетельства той давней эпохи. В честь одоления Казанского ханства Иван Грозный повелел возвести на Руси два каменных собора.
Первый из них находится на Красной площади в Москве, и всемирно известен как храм Василия Блаженного.
Другим является как раз собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом. По мнению историков, построен он даже чуть раньше московского памятника – в 1553 году.
Удивительно, но при всех различиях специалисты усматривают в композиционном решении храмов некоторое сходство. Выразительность обоих памятников основана на живописной асимметрии.
В том и другом случае доминирующий объем храма причудливо окружен разновысокими приделами и купольными церквями-башенками. При круговом обходе они предстают в самых неожиданных ракурсах, будто былинные чудо-городки.
Только центром композиции Богоявленского собора служит не шатровая церковь, а более традиционный четверик, увенчанный монументальным пятиглавием.
Существуют версии, что храм Василия Блаженного и Богоявленский собор построены одними и теми же мастерами – Бармой и Постником. Для них ростовский памятник мог являлся своеобразной разминкой, «сверкой лекал», перед масштабным строительством в Первопрестольной столице.
По другой версии, собор построил зодчий Андрей Малой.
Более определенно можно сказать, что собор Авраамиева монастыря стал прообразом знаменитых ярославских храмов XVII века. Их неповторимые композиции также акцентированы разнообразными по форме приделами – купольными и шатровыми.
Рядом с собором расположена Введенская церковь. В ней похоронен инок Сысой – отец творца Ростовского кремля – митрополита Ионы Сысоевича.
Иерарх увековечил имя родителя в названии крупнейшего колокола ростовской звонницы – «Сысоя» (вес 32 т). Он считается самым большим в мире из звучащих исторических колоколов