Найти тему

«Уолл - стрит: Деньги не спят». Что стало с жадностью в XXI веке?

Первый фильм о брокерской системе и биржевых махинациях «Уолл-стрит» 1987 года Оливера Стоуна предстал крепко сделанной картиной, способной легко провести зрителя в потаенные уголки долларового мира. Поэтому просмотр сиквела не заставил себя долго ждать. Буквально через день как я увидел падение финансового гения в исполнении Майкла Дугласа, я включил «Уолл-Стрит: Деньги не спят» 2010 года, где режиссер пытается разобраться в причинах кризиса 2007-2010 года, встряхнувшего весь мир.

Особых ожиданий в отношении новой ленты я не испытывал. Предварительно познакомился с описанием и трейлером. Надеялся, что уровень не окажется ниже оригинала, а Майкл Дуглас вновь мастерски воплотит культовый образ, что ему, кстати, удалось. Правда, в этот раз его работу отметили только номинацией в категории «Лучшая мужская роль второго плана» на «Золотом глобусе».

Отсидев срок за свои преступные биржевые сделки, Гекко выходит из заключения в 2001 году. Это меняет его изнутри. Начинает смотреть на вещи с другого ракурса, ценить время и близких людей. В течение 7 лет после выхода на свободу он предсказывает крах мировой экономической системы и старается вернуть добрые отношения с дочерью. Только Уинни, в исполнении Кэри Маллиган, никак не может простить отца и посмотреть в его сторону. Но совершенно другое отношение у ее жениха Джейкоба Мура, созданного на экране Шайа Лабафом.

-2

Он не беспринципный молодой человек, способный пойти на многое ради денег, что делал не один раз Бад Фокс в оригинальной ленте, а скорее идеалист со своими непоколебимыми принципами. Но он умеет крутиться в брокерском мире и знает, как подставить ногу врагам. И в этой биржевой игре его союзником становится будущий тесть Гордон Гекко, вызывающий восхищение Джейкоба своей ловкостью, энергией и проницательностью. Вместе они разбираются в причинах кризиса XXI века и помогают это понять нам.

Правда, здесь «Уолл-Стрит 2» проседает. Сценаристы Аллан Лоб, Стивен Шифф, Стэнли Уайзер слишком увлекаются брокерской терминологий, названиями инвестиционных компаний, фамилиями и регалиями героев; до такой степени, что зритель постепенно тонет в потоке профессиональной лексики. И если бы я не познакомился до этого с «Игрой на понижение» 2015 г., где сыграли Стив Карелл, Кристиан Бейл и Райан Гослинг, то все названия акций были бы пустым звуком. Но в «Игре» их стараются объяснить на легких и понятных примерах. Хотя даже некоторые финансисты не до конца разбираются, как работает система, завязанная на искусственном интеллекте.

-3

В остальном продолжение истории, рассказанной в 1987 году, смотрится на одном дыхании, но уже совершенно по-другому. Если в прошлом столетии Оливер Стоун пытался вывести на чистую воду биржевых мошенников, то в новой картине он делает акцент на человеческих взаимоотношениях и на том, что людей надо прощать. Позволяет персонажу Дугласа изменить свои жизненные приоритеты и найти в себе силы, чтобы не только зарабатывать, но и отдавать. Режиссер наказывает жестких финансистов, пытающихся во время кризиса прибрать государственные резервы, но правосудие проходит на втором плане. Для него важнее привести историю семьи Гекко к счастливому финалу без арестов и разрушения семейного счастья. Такими сюжетными маневрами он призывает зрителя обращать больше внимания на близких людях, а не на хрустящие деньги.

В конце фильма, перед титрами, режиссер фиксирует внимание на мыльных детских пузырях. Это метафора финансовых пузырей, место которым найдется в любом историческом периоде. И смысл данного посыла в том, что ипотечный пузырь 2008 года не последний в истории. И если буквально понимать слова Гекко и Мура, то новый крах вызовут популярные сегодня офшоры. Однако из-за этого не надо переживать, к нему следует быть готовым. И знаете почему? Потому что люди не меняются. Жадность была в 80-х, жадность есть и сейчас, только в больших размерах. Желание урвать неподъемный кусок заставляет идти на невиданные аферы.

-4

Что же касается двух историй, то нельзя сказать, что одна из них лучше другой. Они разные. Ставят разные вопросы и преследует противоположные темы. Если первая картина рисует портрет долларового монстра, то вторая пытается понять новый мир. Спустя 23 года Оливер Стоун снисходителен к своим героям, он дает им возможность счастливо уйти с экрана. И, знаете, это приятно.

Ну а чтобы разобраться в финансовом кризисе 2008 года, стоит посмотреть оскароносный документальный фильм «Инсайдеры» 2010 г., который подробно разбирается в вопросе с ведущими мировыми экспертами. Что я и сделаю в ближайшее время и потом опишу свои впечатления. Так что подписывайтесь на обновления канала и не пропустите материал о данной документальной ленте.