Найти тему
Pleska-info.by

"Осенний салон" в Минске

Вчера на открытии Осеннего салона во Дворце искусств (Минск) было многолюдно, что радует. Причем основной массой посетителей были молодые люди, что радует вдвойне, хотя понимаешь объективные причины (кроме любви к искусству, которую мне в любом случае хочется считать главной причиной): 1) в день открытия вход бесплатный, 2) среди участников выставки много выпускников (и студентов, надо полагать) Академии искусств. Я подслушивала (не говорите, что это плохо) разговоры молодых у картин и слышала много профессиональных разборов. И меня это очень радовало, вдохновляло и нередко разъясняло.

-2

На втором этаже играла музыка, погружающая в транс, гитара, выводящая оттуда, устраивал перформанс молодой коллектив.

Моим первым фаворитом стали две работы Вероники Микита «Свободный полет» и «Крылья осени». «Можно улететь от обстоятельств, но никуда не улетишь от собственных мыслей», – написано на одной.

Вероника Микита "Свободный полет"
Вероника Микита "Свободный полет"

«Если есть крылья, то пусть они не будут прозрачными, как осень», – на другой (я посмотрела на свои в отражении другой картины – не стали ли они слишком хрупкими?).

Вероника Микита "Крылья осени"
Вероника Микита "Крылья осени"

Я возвращалась к этим небольшим работам несколько раз, и проснулась сегодня с ощущением, что мне они нужны. Теперь вот решаюсь – раскошелиться ли на 1600 BYN, очень немаленькая для меня сумма. (Вы же знаете, что все работы, выставленные на «Осеннем салоне», можно купить?).

Тарас Самсонов "незрячий художник) "Подсолнухи" (проект BelonicaArt)
Тарас Самсонов "незрячий художник) "Подсолнухи" (проект BelonicaArt)

«Я бы ни за что в жизни не стал сочетать зеленый и фиолетовый», – с хорошо различимой ноткой снобизма – фи-фи, какой плохой вкус! – говорит молодой человек группке внимающих товарищей. Потом они подходят ближе и читают, что проект BelonicaArt позволяет незрячим людям заниматься живописью: устройство Lihtar переводит цвета в музыку, и они слышат и рисуют то, чего не могут видеть. Молодой человек осекся, опасаясь осуждения: «А, ну тогда другое дело».

-6

Работа Антона Борздого «500 оттенков прекрасного» должна была провоцировать – и она это делала, собирая возле сюда людей, которые фотографировали ее как будто исподтишка: как-то неудобно…

Антон Борзды "500 оттенков прекрасного"
Антон Борзды "500 оттенков прекрасного"

«А что здесь?», – спрашивает мама маленького мальчика. «Носки!», – отвечает радостно. Подхожу и читаю: точно, «Шкарпэткi», автор Дана Мигунова.

Дана Мигунова "Шкарпэткi" (Носки)
Дана Мигунова "Шкарпэткi" (Носки)

На салоне много работ, художественно переосмысливающих ситуацию, в которой мы все живем. Здесь и «Перарваныя жыццi» Павла Кашевского (отсылка к Чернобылю и Фукусиме),

Павел Кашевский "Прерванные жизни"
Павел Кашевский "Прерванные жизни"

и «Выхад ёсць» Владимира Соколовского,

Владимо Соколовский "Выход есть"
Владимо Соколовский "Выход есть"

и работы художника, выступающего под псевдонимом Цемра. Я долго стояла перед его «Беларусачкай».

Цемра (Тьма) "Беларусачка"
Цемра (Тьма) "Беларусачка"

Перед работами Алеся Богданова «У чаканнi пераменаў» стояли молодые люди и рассуждали о том, что вот это символизирует плесень, которая пожирает живое тело природы, которая, конечно, символ, и не должна восприниматься буквально только природой, и только изменения могут это тело спасти.

Алесь Богданов "В ожидании перемен III"
Алесь Богданов "В ожидании перемен III"

Перед работой Влада Шевелева «Заняпад» (Упадок) стоят молодые люди и смотрят то в смартфон, то на фотографию. В смартфоне у них «Пьета» Микеланджело, а на фото – отсылка к ней, вызывающая много аллюзий.

Влад Шевелев "Заняпад" (Упадок)
Влад Шевелев "Заняпад" (Упадок)

Работа Марины Копец «Размова з грашыма» говорит со зрителем напрямую – ясно и четко: на разорванной и слегка прихваченной пластырем 100-долларовой купюре надпись на английском: «Я кусок бумаги и контролирую всю твою жизнь».

Марыя Копець "Размова з грашыма" (Разговор с деньгами)
Марыя Копець "Размова з грашыма" (Разговор с деньгами)

Иногда нас нужно бить по голове банальными истинами. А иногда – заставлять смотреть на одно и то же с разных ракурсов, что делает работа Татьяны Савик «Iголкi, што колюць, або цвiкi, што замацоўваюць» (перевод для моих российских друзей: Иголки, что колют, или гвозди, что закрепляют»).

Татьяна Савик «Iголкi, што колюць, або цвiкi, што замацоўваюць» (Иголки, что колют, или гвозди, что закрепляют)
Татьяна Савик «Iголкi, што колюць, або цвiкi, што замацоўваюць» (Иголки, что колют, или гвозди, что закрепляют)

Какой вариант вам ближе?

Кстати, меньше всего людей было в том зале, где выставлены реалистические пейзажи – они прекрасны, но однозначны. А мы сейчас хотим неоднозначного, многозадачного, того, над чем можно – и нужно, стоит – подумать.

Вероника Герасимова "В вихре осени"
Вероника Герасимова "В вихре осени"

На «Осенний салон» я хочу прийти еще раз – когда людей будет поменьше, когда у картин можно будет постоять подольше и поразмышлять над интерпретациями.

-17
-18
-19
-20
-21
-22