Мичуринский авторемонтый завод (или сокращённо МАРЗ) имеет довольно богатую историю.
Еще в начале 50-х годов он занимался капитальным ремонтом советских автобусов разных моделей, а впоследствии перешёл на выпуск собственной продукции.
Вот только автобусы МАРЗ всегда имели дурную славу: их конструкция была откровенно сырой, а проблемы с надёжностью преследовали операторов с самой покупки автобусов.
В 2000-х годах завод пытался нащупать свою нишу, выпуская откровенно плохие городские автобусы.
Одним из экспериментов была попытка создать конкурента легендарным ПАЗикам. Так появился автобус МАРЗ-4251, который находился на границе между малым и средним классами.
В 2011 году завод окончательно признали банкротом, производство остановилось, цеха опустели. Но имущество распродают до сих пор.
Прямо сейчас в Мичуринске продают вот этот автобус синего цвета. И это не просто МАРЗ-4251, а его пригородная версия 4251-01, да еще и с минимальным пробегом.
Вот что пишет продавец:
«Приобрели у завода в 2014 году, пробег около 15000 (ездили очень мало на нем), после стоял в ангаре за ненадобностью.»
То есть перед нами то, что мы привыкли называть «капсулами времени», правда состояние далеко от идеального, а часть деталей и вовсе растащили.
Давайте я не буду как-то оценивать внешний вид автобуса: всё и так вполне очевидно, глядя на эти не очень презентабельные размытые фотографии.
Лучше расскажу вам некоторые технические подробности. В основе автобуса лежит китайское шасси Dongfeng со 140-сильным двигателем Yuchai (их выпускают по лицензии Ford).
На испытаниях на Дмитровском полигоне автобус с таким шасси показал себя довольно неплохо. В целом он соответствовал требованиям, предъявляемым к отечественным автобусам.
Первоначальный прототип выглядел несколько иначе: он имел практически вертикальные лобовые окна и огромную площадь остекления (даже больше, чем у будущих серийных экземпляров).
Доработанный в 2008 году автобус получил новые переднюю и заднюю маски кузова, которые изменили его внешний вид. Лобовое стекло наклонили, чтобы уйти от коробчатого внешнего вида.
Эргономика водительского места оставляет желать лучшего. Вот что написал журнал «Грузовик Пресс» в своём обзоре автобуса:
Несколько странной показалась и организация места водителя. Такое впечатление, что каждый элемент создавался отдельно от другого, без всякой «привязки к местности».
Но с этими недостатками можно было смириться, ведь МАРЗ-4251 получился дешевле основных конкурентов, а колёса небольшого радиуса обеспечивали относительно низкий уровень пола в салоне.
Автобус изначально имел две автоматические двери, которые позволили организовать оптимальную планировку салона.
И всё же, МАРЗ-4251 не пошёл. Завод был на последнем издыхании, а качество комплектующих и самой сборки было просто отвратительным.
Так что вряд ли вы сейчас встретите эти автобусики на дорогах. Разве что купите и восстановите этот экземпляр, за который просят всего 350 тысяч рублей.