Найти тему
Добрый Аудиофил

Что значат надписи AAD, ADD, DDD на компакт дисках?

Всем Доброго Аудиофильского!

Сегодня у нас весьма пикантная темка.

И разбирать мы ее будем на примере схемотехники одной звукорежиссерской примочки. Вернее даже 2х, но с одинаковым назначением. Одна будет аналоговая, а другая цифра циферная.

Первая примочка - это аналоговый ревербератор. Ленточного типа.

Здесь как. Здесь кусочек ленты от катушечного магнитофона, который сам владелец отрезает от катушки и склеивает в петлю.

Дальше на нижнем кадре слева вверху виднеется крутилка. Она прижимает ролик и включает мотор. А дальше начинаются чудеса.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/wne/eho_rew.html

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/wne/eho_rew.html

Дальше ролик тянет ленту, протягивая ее через батарею головок.

Здесь справа налево головки стирания, записи и 5 штук воспроизведения.

У них разное время задержки. На передней панели мы видим кнопки включения каналов, кнопку включения эффекта целиком, да кнопку питания аппарата.

А так же регуляторы уровня как общего выходного, так и уровня записи, так и поканальные 5 крутилок.

Конечно у аппарата фикисрованное время задержки. Только 5 пресетов. В этом плане он больше пригоден для создания атмосферы большой людной площади на концерте, нежели для тонкой работы над музыкой.

Хотя при желании можно увеличить амплитуду правой стойки на фотке с головками. И добавить между головками еще одну стойку перемещение которой будет увеличивать количество ленты между головками. Что при постоянной скорости будет давать разное время задержки.

Но это не очень удобно. Да и время будет двигаться сразу на нескольких головках.

***

Давайте тогда пошалим с цифровым ревербератором. У нас ведь все просто. Берем АЦП, класса ИКМ с параллельным выходом значений, берем тактовый генератор.

Берем счетчик адресов штучек 5. Берем микросхему памяти. Не самую быструю. 2 мГц тянет и порядок. Нам нужно запомнить так же пару секунд времени.

Причем счетчик берем такой, который позволяет устанавливать значение начала отсчетов.

Ну и погнали. Первый счетчик записывает значения, второй со сдвигом адреса считывает.

Можем еще третий поставить. И даже четвертый, а то и пятый.

А адрес сдвигать как нам хочется.

Но это ведь не все. Давайте еще пошалим. А что если мы на выходе будем использовать только один ЦАП, а все процессы сложения сигналов делать в цифре? С наших 5 источников выходных?

А что если еще сложнее. Нам нужно не 5 повторов, а множественное эхо. Вот хотим мы из голоса Преснякова хор запилить.

Тогда нам нужно выход ревербератора подать на вход. Но как это сделать? Аналогово или в цифровом поле?

В первом случае нас ждут искажения ЦАП-АЦП, которые наложатся друга на друга. А во втором будет увеличение количества деталек.

Или повышенные требования к ДСП процессору если мы это все в нем провернем.

***

В общем аббревиатура ADD, AAD, DDD, AAA, ADA, DAD, и даже DAA - это все из мира компьютеров.

Это основы программирования и обработки данных. А уже от них это все пришло на Компакт Диск.

Суть этих 3х букв это Хранение-Обработка-Хранение.

Т.е. например, мы можем делать в кадре фильма чайник, который разлетится на мелкие зеркальные осколки. Но делать это в начале 80х. Памяти в компе хватает только на один кадр.

Тогда мы с аналоговой ленты оцифровываем один кадр. В цифре его обрабатываем. И снова на аналоговую ленту выводим.

Это будет алгоритм ADA.

Если же наоборот мы записали музыку в цифре, да как ни мучались с подбором плагинов при сведении, а пришли к выводу, что Аналоговая Ламповая примочка звучит лучше, то мы можем ввести ее в тракт. Выдать на нее сингнал с ЦАПа, обработать в Лампе, и снова оцифровать.

Это будет DAD алгоритм.

Более того такое действо происходит во всех современных видеокартах.

Суть в том, что для игрового симулятора высокая точность вычислений колебания подвески в автомобиле особо и не требтуется. Особенно когда программист ее изначально приблизительной закладывает.

Но ведь из курса физики следует, что движение пружины, движение воздуха, и движение электрического сигнала описываются одинаковыми формулами.

С той лишь разницей, что в одном случае будет упругость пружины, в другом воздуха, а в третьем... Индуктивность катушки "зажигания" в колебательном контуре.

Но тогда ведь гораздо быстрее и дешевле будет качнуть колебательный контур, выдав на него цифровой стартовый импульс, и дальше просто АЦП к нему и снимать значения колебаний.

Что и сделано. Сегодня алгоритм DAD окружает нас во всех активных симуляторных играх. Такова схемотехника современного компьютера.

***

Про компакт диск нужно еще кое-что сказать.

Дело в том, что в природе существует 3 базовых типа АЦП.

1. Самый простой. Компараторный или АЦП последовтельного приближения.

Суть его в том, что мы берем диф-каскад. С одной стороны подаем на него полезный сигнал. А с другой ставим РЦ-цепочку.

А так же ставим счетник импульсов и генератор их.

А так же схему быстрой разрядки РЦ-цепочки.

Теперь, когда цепочка зараяжается, наш счетчик считает импульсы. В момент когда напряжение на РЦ-цепочке и на входном сигнале сравняется диф-каскад сделает ухх.

У него произойдет резкое изменение выходного сигнала. Этот момент мы отловим как импульс запоминания в микросхеме памяти.

Запишем в память значение со счетчика. Оно будет как раз равно амплитуде с ИКМ АЦП.

Просто вместо замера амплитуды мы считали время нарастания напряжения.

Данная схема требует повышенной тактовой частоты, и как итог более резвого счетчика. Плюс еще один счетчик нужен на частоту дискретизации.

2. Классический матричиный ИКМ-АЦП.

Это набор резиторов-делителей на 2. Просто цепочка их. На выходе каждого резистора стоит полевой транзистор с пороговым напряжением открытия.

Напряжение в каждой точке само собой выбрано таким, которое должно быть в этой точке деления.

Дальше просто. Если напряжение на точке выше - то транзистор откроется и выдаст логический 1. Если ниже будет логичиский 0.

Вот и весь АЦП.

По сути частота дискретизации в нем - это управление ячейками памяти в микросхеме ОЗУ.

В АЦП она тоже приходит, но исключительно с целью удержания значения на выходах. Этакая защелка значений.

Правда найти АЦП с паралельным выходом нынче задачка не из простых. Они последнее время с I2C или IPS интерфейсом на выходе. Этакая защита от самодельшиков старой цифровой школы.

Чтобы не тыкали логические микрухи почем зря, туда где Ардуина все может в одну микруху.

3. Сигма-Дельта АЦП или АЦП последовательного сравнения.

Тут у нас как. Тут как на компараторном. Только вместо разрядки конденсатора, происходит сравнение с его значением. Т.е. следующее значение выборки сравнивается с предидущим. И если оно стало больше то записывается логическая 1. А если меньше то 0.

Тут сразу возникает вопрос. А как же состояние покоя? А оно в виде шума малого значения. Равного самому младшему расчетному биту.

Такой АЦП еще называют однобитовым. Тут тактовая частота, есть произведение частоты дискретизации на количество битиков.

Тоже схема повышенной требовательности к микросхемам счетчиков и памяти.

Но дает лучшую стабильность по гармоникам пульсаций. Да и полоса пропускания на самом деле на малых амплитудах значительно выше, чем в документах.

Такой алгоритм ведет себя более Аналогово.

Но вот одна проблема с ним. Если нужно пару сигналов сложить таких, то что делать? Как их правильно вычислить? Как точку ноль расчитать?

Для этой цели делают перевод в классический ИКМ. Фильтруют шум цифровым методом, фильтруют верхние частоты. И вот вам ИКМ.

Дальше в ИКМ поле делают, что хотят.

***

Но для чего это я про АЦП-то разные?

Тут такой момент. Что технологий записи, хранения и воспроизведения тут тоже может быть несколько.

На Компакт Диске реализовано 4 варианта.

1. ИКМ АЦП - ИКМ Хранение - ИКМ ЦАП

2. Сигма-Дельта АЦП - ИКМ Хранение - ИКМ ЦАП

3. ИКМ АЦП - ИКМ Хранение - Сигма-Дельта ЦАП

4. Сигма - Дельта АЦП - ИКМ Хранение - Сигма-Дельта ЦАП.

И тут нужно сказать пару слов про SACD. На нем реализован новый на тот момент протокол хранения. Называется DSD. Direct Stream Digital. По сути хранит в себе Сигма-Дельта поток. И с шумом "нуля". И с расширенной АЧХ.

Это для случая когда туда эквивалентные 44 кГц на 16 бит закатали. Такие диски тоже иногда бывают. Хотя обычно там 88 кГц и на 32 бит. А позже стало 176 кГц на 32 бит. И даже еще лучше нынче делают.

***

ЦАПы вообще простые.

1. ИКМ тут так же матрица резисторов.

Просто из логической микрухи выходит напряжение. А там как. Там если логическая 1 - это напряжение. 5 или 3.3 Вольта например. А если 0 - то это вывод на землю.

Т.е. в матрице резисторов эта земля будет занижать общую выходную амплитуду.

На этом принципе еще матричные регуляторы громкости сделаны.

2. Сигма-Дельта ЦАП.

Тут все еще проще. Это 2 полевика и конденсатор на их выходе. Один полевик его заряжает. А второй его разряжает. На фиксиврованное значение.

***

Тут пару слов нужно сказать про усилители Класа Д. Мы ведь только что разобрали и его схемотехнику.

Смотрите.

Берете Компараторный АЦП, выкидываете счетчик импульсов. Оставляете только тактовый генератор.

И вот перед вами ШИМ сигнал.

Дальше подаете его на Сигма-Дельта ЦАП, только вместо конденсатора на выходе, ставите импульсный трансформатор, а полевики берете помощнее.

Ну и для лучшего качества работы делаете ООС следящую за тем, чтобы точка 0 на выходе не уплвывала, в силу индуктивности в динамиках, приводящей к разному реактивному сопротивлению, и как итог, разной скорости рассасывания зарядов на разных частотах.

А как известно, заряд все равно равно сбежит. Просто на другой частоте. Выдав гармонику с неприятным звуком. Вот чтобы этого не было ставите локальную ООС на выходе. Тоже на Сигма-Дельта основе.

Но это уже другая история.

***

Что же все таки начат наши AAD, ADD и DDD на Компакт Диске?

Оказывается все сложнее, чем кажется.

С одной стороны это значит,

1. Аналоговое Хранение - Аналоговое Сведение - Цифровое Хранение

2. Аналоговое Хранение - Цифровое Сведение - Цифровое Хранение

3. Цифра и там и сям и тут.

Т.е., что было на входе перед сведением. Какой многодорожечный магнитофон - Какой микшер - Ну и выходящий сигнал он всегда цифровой, на данном носителе.

Но давайте подумаем о Сигма-Дельта АЦП.

Если с ЦАП все ясно. Читаем инструкцию к нашему плееру. То, что же на самом деле записали? Как именно записывали?

Косвенно можно предложить, что для сохранения всего потенциала качества Сигма-Дельта преобразования использовать Цифровой микшер не самая удачная задумка.

И на этом основании можно предполагать, что на ААД - у нас Сигма-Дельта АЦП.

Он дает меньше гармоник и искажений.

А вот если микшер был цифровой, то скорее всего и АЦП был ИКМ. Смысла ставить более дорогой АЦП, если потом все преимущества будут потеряны на преобразованиях и обработках, вроде как нет.

Правда нужно не забывать делать оговорку, что это косвенный анализ данных. А по факту можно нашалить такого, что мало не покажется.

Вспомните альбом Amused To Death Роджера Уотерса. Там на Виниле часть треков на 44 кГц, часть на 96, а часть аналоговые.

Даже список примененной техники об этом свидетельствует. Там и цифровые магнитофоны, и аналоговые.

Да и некоторые психо-акустические процессоры там примененные имеют явно аналоговую природу работы. И на тот момент в цифровой форме обработки сигнала представлены не были. А значит и DAD сведение имело место быть. Хотя и нигде не указано.

***

Вот такая не простая история из 3х букв.

Спасибо, что дочитали!