О том, что в вопросе транспортной политики и ситуации на дорогах Петербург сегодня существенно уступает Москве, я задумалась ещё в 2016 году: так получилось, что нам с братом нужно было доехать на такси от Большой Конюшенной улицы до Московского вокзала, и эта дорога (протяженностью менее 3 км) заняла почти полчаса: медленно-медленно, по пробкам, по пробкам... В тот момент стало понятно, что расхожая фраза «Москва поехала» – это не преувеличение и не метафора.
И вот в мой последний визит в Петербург в октябре 2021 года я вновь обратила внимание на этот же аспект организации городской жизни – на транспортный. Причём в самом-самом центре города.
Ладно, автомобили, припаркованные кое-как вдоль набережной той же Мойки, Фонтанки или канала Грибоедова – это совсем не страшно, это даже навевает легкие ностальгию и зависть: как большинство москвичей «старой школы», я не одобряю повсеместную платную парковку (тем более, что со стороны она выглядит ничуть не более аккуратно). Троллейбусы – ещё более милый ностальгичный привет. А вот то, что эти троллейбусы окружает, здорово портит впечатление…
Если коротко и лаконично – хамское поведение водителей на дорогах. Очень хамское поведение водителей. Совсем хамское. Красный свет для них как будто не совсем красный, и пешеходная «зебра» – не совсем «зебра». Если очень спешишь, наверное, можно попробовать проехать посреди толпы пешеходов, ну ничего страшного, потерпят! И собратья по пробке тоже потерпят: своими глазами (кажется, на углу Невского и улицы Рубинштейна) видела молодца, который решил дать задний ход на перекрестке – потому что не рассчитал время и не успел завершить манёвр. Но больше всего впечатлило именно стремление проехать на красный: несколько раз на разных перекрёстках в центре города приходилось убеждаться – зелёный сигнал светофора на «зебре» совсем не гарантирует, что из-за угла никто не вылетит на полной скорости. Кстати, ещё обратила внимание: пешеходные циклы светофоров очень короткие, дорогу приходится буквально перебегать.
Вроде ерунда, но из-за этой ерунды банальный туристический моцион по Невскому проспекту – от вокзала и до Невы – превращается в довольно-таки стрессовое и суетное мероприятие вместо приятной прогулки.
Казалось бы: кто жалуется-то? Москвичи?.. Люди, живущие в городе с самым сумасшедшим автомобильным траффиком? А вот поди ж ты! Наверное, карательная и репрессивная политика московских властей по отношению к автомобилистам (ни слова в защиту этих мер: я сама москвичка-автомобилистка!) даёт свои плоды – обилие камер и штрафов за нарушение разметки и парковку в неположенных местах заставляет нас быть аккуратнее.
Я никогда не водила в Санкт-Петербурге, но думаю, мне было бы довольно дискомфортно. По крайней мере, во время единственной относительно длительной поездки на такси по вечернему Питеру я успевала только периодически тихонько выть «вашу мать, вашу мать…», наблюдая за манёврами водителя. Сперва – когда он доблестно объехал фактически по встречной (на секундочку, на Невском проспекте!) перпендикулярную пробку, стоящую на набережной канала Грибоедова и перегородившую движение. Потом – когда развернулся через две сплошные, чтобы высадить нас аккурат у дверей отеля на улице Марата. Уверял, правда, что там была прерывистая, но почему-то я её не разглядела даже при свете дня…
А вы замечали такую особенность дорожного движения в Санкт-Петербурге? Или в Москве всё-таки хуже траффик, просто мы привыкли? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: