давно хотели и всё никак и вот наконец свершилось - мы в селе Дубровицы - центре Дубровицкой волости, аж с 1627 года.
И перед нами Церковь Знамения, пожалуй, самый архитектурно сложный храм, который потрясает великолепием и разнообразием убранства как внешнего, так и внутреннего. Основателем его является князь Борис Голицын при участии Петра I. Согласно истории князь был воспитателем самого известного нашего новатора.
Лично мне храм напомнил Флоренцию и как оказалось не случайно - по свидетельству секретаря австрийского посольства «он держит у себя на службе итальянских зодчих».
Строительство храма велось 14 лет, в летний период. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен. На мой взгляд, для такой роскоши это адекватный срок, особенно учитывая скудность инструментов тех лет. Вот где истинное умение мастеров, их душа, труд, любовь к своему делу!
Храм уникален и совсем не соответствует канонам здания православных церквей.
Он щедро украшен коринфскими капителями, обильно декорирован резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета.
Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз.
Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами.
Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков.
Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно - цоколь мне напомнил собранный пазл, из деталек, которые не совпадают.
Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона.
По свидетьствам современников князя Голицына идея была "дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания», в связи с чем, осмелюсь предположить, что в том числе Голицын, как воспитатель Петра I вкладывал в воспитанника идею "обновлений и открытий в сторону Европы".
На украшение храма не пожалели скульптур. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.
Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Двенадцать фигур апостолов - восемь скульптур по его углам и четыре — перед окнами.
Внутреннее убранство выполнено в бело-голубых цветах и так же наполнено статуями и горельефами,
а так же надписями на латыни, авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны.
Во время нашего визита шла вечерняя служба, пел хор и была такая потрясающая акустика и атмосфера, что от восторга по коже бежали мурашки...
Храм по стилю архитектуры больше соответствует каталическому. Патриарх Московский и всея Руси Адриан после постройки храма отказался освящать его, сославшись на нехарактерный нетрадиционный архитектурный стиль. После смерти патриарха храм всё ж был благополучно освящен в присутствии Петра I.
Приехав примерно за полтора часа до заката мы получили возможность увидеть здание как в лучах заходящего солнца, так и на фоне вечернего неба.
И что я могу сказать? Он великопен при любом освещении. Он теплый, бежевый днём и серый, величественный ночью!
Всю обратную дорогу ехали под впечатлением от красоты, вкуса, мастерства, величия. Князь Голицын хотел оставить после себя память. Митрополит Московский Филарет в 1850 году сказал: "В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя". А я добавлю, что вот уже 2021 год перевалил за третий квартал, а мы как потомки по-прежнему восхищаемся и помним.
А что же останется после нас?
#архитектура
#осенние прогулки
#церковь в Дубровицах
#путешествие
#подмосковье