Вы замечали, что, фантазируя о будущем, мы всегда исходим из нашей сегодняшней реальности? Из-за этого старые фантастические фильмы про будущее выглядят так комично. Ну просто мы ведь не можем себе представить, какие новые изобретения появятся спустя столетия, если только они не станут развитием чего-то, что нам уже знакомо.
Например, легко представить какой-нибудь футуристический трамвай или чайник. Можно вообразить какие-то новейшие летательные аппараты, поскольку в принципе мы понимаем, что это такое и зачем это нужно.
Точно так же люди рисовали себе картины будущего во все времена. Скажем, сто лет назад старинные автомобили пытались изобразить более продвинутыми, паровозы более скоростными, но никто не мог себе представить смартфон или компьютер, сегвей или микрокапсулу, сканирующую наш организм изнутри. Собственно, и о сканировании-то никто не подозревал.
Как фантазировать о том, чего не существует?
Это очень интересная тема. И талантливые фантасты временами предлагали довольно провидческие идеи. Но по большей части картины будущего по прошествии времени неизбежно выглядят умилительно-наивными.
Вот, к примеру, подборка восхитительных открыток под названием "Москва будущего". Эта серия была выпущена в 1914 году по заказу кондитерской фабрики "Эйнем". Шоколадные наборы для взыскательной публики были упакованы в элегантные коробки, в каждую из которых вкладывалась такая открытка.
Идея была в том, чтобы, помимо лакомства, предложить покупателям интересную фантазию, которая могла бы стать темой для светской беседы или послужить неплохим подарком. При желании открытки можно было собирать, чтобы составить целую коллекцию, что, кстати, многие и делали. На радость производителю, ибо это хобби предполагало покупку все новых и новых наборов конфет.
Идея маркетологов более чем столетней давности состояла в том, чтобы создать живые картины Москвы через 200 и 300 лет, то есть в 2114 и в 2214 году. И что же мы видим в этом далеком будущем - не только для художника, нанятого фирмой "Эйнем", но и для нас?
Прежде всего мы видим множество автомобилей.
Выглядят они лишь чуть-чуть осовременнеными по сравнению с теми авто, что катались по московским улицам в 1914 году. Разве что трафик раз в двадцать активнее. Интересно, что дизайн этих средств передвижения не выходит за рамки популярнейшего в начале 20-го века стиля модерн.
Занятно, что даже художник не рискнул предположить, что представление об эстетике за 200-300 лет изменится до неузнаваемости. А возможно, это было сделано специально. Ведь покупатели тоже ценили модерн, а именно на их вкусы нужно было ориентироваться.
На одной открытке мы видим самоходные сани. Что вообще-то вполне логично, если смотреть из 1914-го. Лошади, конечно, станут пережитком, думали люди из "Эйнем". Но по обледеневшим дорогам все равно невозможно ездить на колесах. Так вот вам и решение. Сани с пропеллером, как у самого передового по тем временам транспорта, аэроплана.
Разумеется, никому не приходило в голову, что пережитком вслед за лошадьми станет и обледеневшая московская дорога. Ведь нужно было бы предположить, что кто-то заморочится, чтобы изобрести некую химическую смесь, которая заставляет лед таять. И вряд ли можно было поверить, что градоначальнику будущего подчиняется целый парк удивительных машин, единственная функция которых счищать снег и лед с местных мостовых.
В 1914-м ледяная проезжая часть казалась чем-то незыблемым, как сама зима, и фантазировать следовало, исходя из этого факта. Однако, есть версия, что ледяное покрытие на Петербургском шоссе зимой должны будут специально заливать, как каток, чтобы обеспечить приятную скоростную поездку на аэросанях. Неизвестно, как при этом обеспечивать безопасное торможение. И страшно подумать, что случится с пешеходом, на которого наедут такие вот сани с ничем не закрытым пропеллером.
Между прочим, это зарисовка 23-го века.
Восхитительно смотрится сцена с пожарной машиной на Театральной площади. Авторы открыток предполагали, что пожары будут так же актуальны через 200 лет, как и в их время. Более того, технологии тушения пожаров тоже не изменятся. Подъедет красный самодвижущийся экипаж с колокольчиком, лестницей и насосом, соскочат с него бодрые парни в сияющих шлемах, бойко раскатают рукав и пустят мощную струю воды прямо в пылающее здание.
Об автоматических системах пожаротушения и речи быть не могло. Это же тепловые датчики, сложная сеть труб, по которым поступает вода на каждый этаж, компактные разбрызгиватели, эффективно расходующие воду - как до такого можно было додуматься?
А вот машины, мне кажется, все-таки можно было представить хоть немного иначе. Да, на картинке не гужевая повозка, но все же не поражающий воображение новизной и смелостью агрегат. В конце концов ведь изобразили же здесь некие пожарные аэропланы. А что? Подлетел, сбросил лавину воды и упорхнул обратно к реке пополнять запас.
Тем более, что на следующей открытке мы видим не просто летающие машины, а прямо-таки гидроплан. Он как раз скользит по реке, поражая зевак элегантностью дизайна и техническим совершенством. Вполне уместная идея для 22-го века.
Только странновато при этом смотрятся два дымящих парохода, идущих встречным курсом. Неужели паровой двигатель казался настолько совершенным, что не должен был растерять свою актуальность даже через 200 лет? К тому же один из пароходов явно большой круизный лайнер, а такие суда сроду в центр Москвы не заходили, глубина реки этого не позволяет.
И, конечно, веселые грузчики на переднем плане. Они и вправду будут таскать огромные сундуки руками в 22-м веке? Ведь тут имеется один какой-то подъемный механизм. Отчего же их не 10? Или не 100? Почему не помечтать о том, что людям будущего уже не потребуется выполнять тяжелую физическую работу?
И вновь сумасшедший автомобильный трафик. Возможно, это и вправду казалось вершиной технического прогресса. А взгляните на здоровенный аэроплан, умудрившийся примоститься на самой кромке набережной, избежав каким-то образом встречи со столбами спереди и сзади. Возможно, это машина с вертикальным взлетом? Могло ли такое привидеться художникам-фантастам?
Судя по всему, летающий монстр - это какой-то пассажирский транспорт. Возле него толпятся люди - вероятно, ждут посадки. А у них над головой скользят по воздушным рельсам удивительные поезда. Одни движутся вполне привычным образом, как сегодняшние надземки, а другие зачем-то висят под рельсами, прикрепляясь к ним только крышей.
Но еще интереснее другое. Как и в сцене с пожарной машиной, тут видно, что рельсы проходит сквозь здания. Это занятная идея. Я не думаю, что художникам не пришло в голову обогнуть строения. Видимо, таким образом нам показали, что станции надземной железной дороги могут помещаться внутри зданий. Скажем, вы можете приехать на работу в свой бизнес-центр и не шлепать от станции по улице, а выйти в чистом просторном зале, спуститься на лифте на нужный этаж и - готово, вы на своем рабочем месте.
И ведь это и вправду осуществилось. Хотя чаще всего касается все-таки подземного метро, станции которого располагаются прямо под крупными торговыми или деловыми центрами.
А взгляните на Центральный вокзал, изображенный художником все в том же стиле модерн. Смотрится очень дерзко и в первый момент, безусловно, впечатляет. Но затем возникает логичный вопрос, а зачем вообще вся эта махина, если все платформы находятся либо у нее под потолком, либо прямо на земле? Остальное здание - лишь пустая коробка. Но зато очень красивая коробка. Как в случае с конфетами, богато декорированная упаковка которых значительно превосходит объемы содержимого.
Стиль диктует свои правила.
Особенно загадочно выглядят конструкции на боковом карнизе вокзала. Что это, летающие балконы? Там ведь явно вращаются какие-то пропеллеры, а одна из таких платформ размером с небольшое здание явно парит в воздухе.
На земле же при этом царит все тот же 1914-й, разве что с поправкой на активность уличного движения, которое, похоже, никак не регулируется.
Судя по всему, перед самым началом Первой мировой войны, положившей конец российскому самодержавию, никто еще не подозревает, что дни монархии сочтены. По Лубянской площади в 22-м веке по-прежнему будут гарцевать казачьи отряды в традиционных мундирах "Русского войска".
Интересно, что под площадью виднеется станция метро, которого в 1914 году в Москве еще не существовало. Но разговоры уже были.
А прямо в центре в ясном вечернем небе гордо плывет дирижабль "Эйнем", призванный возить из Москвы конфеты для розничных магазинов в Туле (во всяком случае так заявляют авторы открыток).
А в Петровском парке и вовсе не видно никаких признаков наступившего будущего. Разве что аллеи значительно расширены. По замыслу художника, ни одежда, ни архитектура, на парковое устройство не изменятся за два столетия совершенно. Всё те же дамы в корсетах и шляпках, все те же господа при усах и тросточках. И куртуазные манеры с поцелуем ручки, и неспешное фланирование безо всяких наушников и смартфонов. Автомобили, несущиеся сквозь поток гуляющих, несколько нарушают эту буржуазную идиллию, но сами понимаете - прогресс, от него не скрыться.
Тем более, что на картинке снова 23-й век. Заметно?
К сожалению, имя художника, нарисовавшего все эти удивительные картинки, не сохранилось. Хотелось бы поподробнее с ним познакомиться. Так или иначе, он создал нечто настолько впечатляющее, что не теряет своей притягательности даже больше века спустя. Надеюсь, в 2114-м москвичи (если только Москва не превратится во что-то другое) будут с не меньшим интересом разглядывать эти забавные фантастические, но такие старомодные зарисовки.
Фабрика "Красный Октябрь", в которую превратился присвоенный большевиками "Эйнем", не так давно выпустила свою серию открыток о будущем столицы, но уже с точки зрения современного художника. Думаю, эту серию мы тоже рассмотрим. Но чуть позже.
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство и агрессию отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
***Подписывайтесь на мои каналы в Telegram и на Youtube.