Истоки такого уродливого явления как «охота на ведьм» определить довольно трудно. В этом плане можно сделать предложение, что здесь задействованы не только религиозные, но и социально-этические и психологические причины.
Как известно, Бог создал из глины (грязи, праха) двух человек: Адама и Лилит. Создал как шедевр, вершину своих творений. Как существ, наделенных разумом. Но они недолго были вместе. Первый же серьезный спор закончился плачевно. Они не могли определиться: кто будет сверху? В чем проблема? В сексуальной позе? Маловероятно. В стремлении к власти? Может быть, но не только. По сути своей Бог создал женщину в помощь Адаму. Следовательно, Адам не обладал такими качествами, которые были у «рыжеволосой бестии» Лилит. Если бы они отличались только половыми органами, то не было бы необходимости так стараться: создал бы гермафродита – и дело с концом! Но Богу нужно было развитие, смысл которого и состоит в единстве и борьбе противоположностей в рамках целостности, которую и представляли собой мужчина и женщина. Они должны были дополнять друг друга, уравновешивать друг друга, иначе данная система была бы нежизнеспособной. Но создав две равносильные тенденции, Бог тут же убедился, что развития таким образом не получишь. Вроде бы все сделал, как задумано: целостность с взаимодополнением, что очень красиво зафиксировано было позднее в изображении монады. Что-то в большей степени развито у мужчины, а что-то у женщины, и наоборот. Все было разное, но сила равна. И Лилит взбунтовалась. Бог не убил Лилит, она ушла в неизвестном направлении (некоторые утверждают, что по направлению к Красному морю).
После неудачи с Лилит Бог создал иную, неравновесную, систему, в которой Адам получал некоторые способности Лилит, а все остальное от Лилит предоставил Еве, женщине, которая была создана из его ребра, то есть, получала некоторые качества Адама, но в уменьшенном варианте. В силу этого Ева должна слушаться Адама во всем. Но и эта система тоже дала сбой. Почему Ева поддалась искушению дьявола и отведала плод с Древа Познания добра и зла? Она что, не знала, что это запрещено? Знала. Имела представление о том, что ее накажут, если она ослушается, и это наказание будет очень жестоким. Имела. Почему ослушалась, да еще и Адама накормила? Где был разум Адама, который поддался на уговоры жены? Он что, не знал, какую еду ему подсунули? Знал. Что же было на кону такого глобального, что создания Бога нарушили запрет Создателя? Отведав этот плод, они, как и обещал дьявол, прозрели: стали различать последствия своих поступков. Причинно-следственную связь, которая определяет будущее. Именно эта возможность в большей мере, чем нарушение запрета, спровоцировала гнев Бога. Ведь только Он может знать, что произойдет с высокой степенью вероятности.
На кого же разгневался Бог? Во-первых, на Еву, которую сам же и создал с малым количеством мозгов. Во-вторых, на Адама, который захотел «все знать». В-третьих, на умную, но своенравную Лилит, которой не жилось нормально с Адамом. В-четвертых, на дьявола, появление которого тоже спровоцировал сам. Но главное – Бог рассердился на самого себя, потому что не мог справиться с ситуацией. И решил Бог, что гордыня - самый страшный грех, ведь человек не может в своих возможностях познания сравняться с Богом, поэтому должен быть скромнее и послушнее. И Бог попросту всех послал – из рая на землю. Потом он, будучи средоточием милости, дал человеку шанс на спасение души. Он должен изжить свои грехи, тогда его душа вернется в рай.
От изгнанных из рая Адама и Евы родилось множество потомков. Но потомки были и у Лилит. А вот здесь и начинается интрига. Лилит приписывались интимные отношения с дьяволом, в результате которых родились рыжеволосые и зеленоглазые дети, наделенные свойствами матери и отца. Их нужно было уничтожить. Эту спасительную миссию и взяла на себя инквизиция.
Утверждая, что «гены» Лилит передаются, прежде всего, по женской линии (впрочем, и мужчины тоже обвинялись в колдовстве), инквизиция объявила охоту на ведьм. Были созданы различные методические указания по осуществлению этой миссии, самым известным из которых является опубликованный в городе Шпайере в 1487 году «Молот ведьм», написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Как свидетельствует Википедия, «В первой части обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, включающего отречение от католической веры, преданность и поклонение дьяволу, подношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом или суккубом. Во второй части устанавливаются три типа злодейств, совершаемых ведьмами, и противодействие каждому из них. Третья часть содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора».
Какие же методы использовались в борьбе с ведьмами? Эти методы подчинялись основному принципу: очищению души подозреваемой от скверны и профилактике возникновения ведьм.
Общая процедура была традиционной: арест, пытки, после которых ведьму сжигали на костре.
Арест. Ведьма тщательно маскируется, но есть вещи, которых она скрыть не может, и в обнаружении этого привлекались те люди, которые ведьму знают, допустим, как соседку. Добропорядочные христиане должны доносить на тех, кто, по их мнению, явно замешан в колдовстве: волосы с рыжиной, глаза с зеленым оттенком (или разного цвета), красота, независимый нрав, возможность спать на левом боку, стремление к знаниям и обладание некоторыми сверхъестественными качествами, среди которых главным оказывается ясновидение, которое, кстати, и помогало ведьмам в целительстве. Доносительство служило и способом профилактики увеличения количества ведьм. Граждане должны быть бдительными и думать о душе, потому что ведьма, как дьяволово отродье, видя лояльность соседа, могла с легкостью завладеть его душой. Также она, как женщина, могла рожать детей, которые, в свою очередь, тоже являлись дьяволовым отродьем.
Пытки. Насколько они были необходимы? Инквизиция не считала себя сборищем садистов. Они боролись за идею спасения души человека. А здесь нужно было выдержать всю технологию. Прежде всего, ведьму нужно было заставить сознаться. «Обычные» женщины от пыток умирали, но их души, как страдалиц, попадали в рай. У ведьм же запас прочности был выше. Но от них нужно было получить признание в колдовстве и покаяние, без чего душа очищена быть не может. Именно это признание и вырывала у ведьм инквизиция. Как только ведьма признавалась, то половина дела сделано. Теперь нужно окончательно очистить душу от скверны с помощью огня.
Не все женщины, выдержавшие пытки, признавались. Некоторые сходили с ума. Тогда палачи их оставляли в покое, считая, что все, что могли, они для этих женщин сделали. Но и сумасшедших все-таки сжигали, потому что помутнение рассудка является признаком того, что женщина не раскаялась, а ей помогает дьявол. Но так как она утратила возможность раскаяться, то хотя бы огнем можно попробовать спасти ее душу.
Сожжение (аутодафе). Публичное, рассчитанное как на потенциальных ведьм, так и на потенциальных доносчиков. А заодно и на тех, кто церковь и ее служителей не уважает. Собственно аутодафе не обязательно сопровождалось сожжением. Это может быть и просто официальное объявление о приговоре. Но обычно оно сопровождалось казнями. Последнее аутодафе с сожжением было проведено в 1782 году, а через повешение – в 1826 году. Процедура обставлялась как праздник, на котором присутствовали не только простолюдины, но и знать.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк!