Вы задумывались о том, как учится человек?
Ключ к любой области знаний лежит в поэтапном освоении предмета. Сначала осваиваются базовые инструменты, потом более сложные и в конце концов, узкая специальность. Согласитесь, что сложно представить себе первоклассника, решающего дифференциальные уравнения, хотя бы потому, что без базовых знаний освоение более сложных дисциплин просто невозможно.
Но если мы хотим быть эффективными, то должны не просто освоить базовые методы, а перевести их на уровень автоматизма. То есть, в состояние, когда для правильного применения инструмента не требуется осознанный контроль.
Такой уровень владения мы называем навыком.
Из навыков складываются умения. Комплексные алгоритмы, которые мы выполняем полуавтоматически, осознанно контролируя процесс.
Правильно сформированные навыки и умения дают нам огромное преимущество. Мы экономим большое количество времени и сил, не отвлекаясь на то, чтобы заново создавать необходимые алгоритмы. Но если навык сформирован неправильно, то он доставляет нам большое количество неприятностей, так как мы снова и снова повторяем неправильные действия.
Управлению тоже нужно учиться. Осваивать базу, формировать правильные умения и навыки. Ведь чем выше человек находится на иерархической лестнице, тем больше его неправильные действия дестабилизируют систему.
Причём, управленческое обучение осложняется тем, что большинство считает, что и так действует правильно. Не задумываясь о том, что в основе их действий лежат житейские стереотипы, а не выверенные методы.
А в результате получаются не самые приятные ситуации.
Например, исполнительный топ-менеджер, не освоивший правильные способы общения с подчиненными, может демотивировать среднего управленца так, что будут саботированы все процессы согласований и исполнения. А генеральный директор, не знающий правильных способов организации и анализа взаимодействия, даже не заметит, как в его компании вспыхнет война между подразделениями и функциями.
Кстати, самым распространенным способом выработать неправильные навыки и умения является бессистемное обучение, в том числе обучение на опыте, не подкрепленном анализом и теорией.
#рассуждалки