Давайте разберемся, как Китай наращивает в Африке свое влияние, взамен США и Европы, на примере конкретной страны - Судана.
В 2004 году по объему импорта нефти Китай вышел на второе место, после США, для обеспечения потребностей быстро растущей экономики. Особенно активной является экономическая интервенция Китай в Судане. В середине 90х годов, используя международную изоляцию Судана из-за обвинений в поддержке терроризма, китайцы сыграли на противоходе, начав активно развивать отношения с Суданом, предоставляя льготные кредиты и активно лоббируя интересы своих госкомпаний. Уже на 2007 года, объем инвестиций в Судан превысил 10 млрд долларов (из них 5 млрд в нефтяную отрасль), на КНР приходилось более 30% суданского экспорта и 20% импорта.
Основное направление сотрудничества двух стран - разведка, разработка и экспорт суданской нефти, силами Китайской национальной нефтяной корпорации КННК, в итоге Китай получил нефть, а Судан - приток валюты. К июлю 2007 года КННК принадлежали крупные доли в блоках 6, 13, 15, 3, 7, 1, 2, 4. Китайцы построили трубопровод на 200 тыс. барр. в день, протяженностью 1600 км, от месторождений 1 и 2 блоков в Южном Кордофане, до экспортных терминалов Порт-Судана. К северу от Хартума китайцы создали крупный НПЗ, на котором работают 4 тыс. чел., в том числе 2 тыс. китайских специалистов.
2 млрд долларов инвестиций были вложены Китаем на сооружение плотины и энергетических установок для гидрокомплекса Мероэ.
В 2007 году был подписан контракт на модернизацию железной дороги Хартум - Порт-Судан, на 1,15 млрд долларов. Кстати, китайцы в борьбе за этот контракт обошли РЖД.
Развивается сотрудничество в области поставок вооружений. До 90-х годов Судан закупал вооружения по большей части у Ирана, но с Китаем оборот в этой области вырос с 1 млн долларов в 2002 г., до 23 млн в 2005 г. Также есть информация, что при помощи китайцев в Судане были построены заводы по производству, ремонту и модернизации вооружений (например, для модернизации танков Т-55).
Касательно, внутренних проблем Судана, китайцы до отделения Южного Судана, выстраивали отношения не только с центральными структурами, но и с южными сепаратистами, но как-то так осторожно, чтобы не нервировать столицу Судана. Что касается Дарфура, то китайцы продвигали концепцию мирного разрешения конфликта, и при этом без введения санкций против суданского режима. Также предлагаются кредиты на выплаты компенсаций дарфурским повстанцам, и предлагают посредничество. Но были случаи, когда дарфурцы огорчались, что Китай сотрудничает с правительством, и бывали случаи похищения специалистов КННК боевиками Дарфура. При этом в ответ на обвинения Запада в сотрудничестве с Суданом, особенно в области торговли нефтью и в области вооружений, китайцы в ответ вежливо улыбаются и вежливо отвечают "все законно, и это не ваше дело", и настаивают на принципах невмешательства во внутренние дела Судана и проведения миролюбивых внешних отношений. Однако же, с 2006 году в Судане, на границе Северного и Южного Судана, был развернут миротворческий контингент из КНР, 315 человек, по большей части инженеры.
Вот так, с вежливой улыбкой и тихой сапой, Китай продвигает свое влияние в Судане, и аналогичными путями, в других африканских странах.
На этом спасибо за внимание!