К концу 1980-х в обществе накопилось столько злобы, что она уже выплёскивалась безо всякого смущения. И даже без страха перед наказанием. Кинокартина «Маленькая Вера» (1988) – это некий срез тогдашнего общества, поэтому была явлена типичная семья и столь же обычная девушка – грубая и несчастная. В фильме есть одна сцена, которая лучше всего характеризует тогдашнее настроение – это сцена массовой драки.
Юные, симпатичные ребята сначала пританцовывают, а потом, как по команде накидываются друг на друга, причём не разбирая, кто тут – враг. И главное – почему? Они, как …Портос, который сказал: «Я дерусь, потому что …я дерусь». И враги - все. Тогдашняя молодёжь хотела бузить и мутузить. В 1990-х она захочет убивать, но пока - только стычки без особых причин. Интересно, что милиция в курсе этой тенденции – наготове овчарки и автозаки. У представителей органов - усталые лица.
Причём, показаны не гопники, разве что пара-тройка, но вполне хорошие пацаны – некоторые даже в очочках. Но кулаки чешутся. У ребят такие лица, будто предстоящая драка для них «важнейшее из искусств». Точнее - единственное из искусств. Если бы тут были показаны какие-нибудь металлисты, атакованные местными «люберами» (тогда чуть не в каждом городке имелась группировка молодых «волков», охотящихся на неформалов – вспомните «Меня зовут Арлекино» (1988)), так вот если бы то был конфликт качков с нефорами – это куда ни шло.
Но тут просто стенка на стенку. Вероятно, район на район. Не потому, что им есть, что делить – перестроечный социум, сам по себе, жаждал разрушения. Последующая стрельба 1990-х – это уже в последнюю очередь «передел собственности», а в первую – тупое желание крушить. Глядя на этих студентиков, понимаешь, что многие из них уже совсем скоро пойдут в криминальный бизнес, пополнят ряды ОПГ или праворадикальных организаций. Туда, где можно применить свою агрессию.
Откуда же она взялась? Тектонические сдвиги в политической и социокультурной жизни сместили многие понятия о добре и зле. Да, но это – верхний слой. Позднесоветский социум жил без идеалов, причем никаких не было – ни светлых (насчёт коммунизма), ни «западных» (в смысле American Dream о деньгах), а когда у человека (и общества) нет будущего, включается самоуничтожение. Дрались, конечно, всегда, особливо на танцах в провинции, но именно в 1980-х побоища стали чем-то, вроде нормы.
Zina Korzina (c)
Cтатьи по теме:
1. Хам Серёжа.
2. Мутный интеллигент - поклонник Чистяковой.