«Гипнотизер может загипнотизировать зал, если там есть тридцать процентов, поддающихся гипнозу.
Если этого процента нет, он ничего не сможет. Актерское искусство — тот же гипноз, то же воздействие на подсознание. Актер должен вести за собой, создавать фантом, но необходимо, чтобы зритель был готов увидеть этот фантом. Необходимо, чтобы зритель тоже "играл", а я — актер, только даю ему толчок.
И если в зале нет этих тридцати процентов, то ни один гениальный актер ничего не сможет сделать. А сейчас они собираются только на премьеры. В основном же в зале сидят негипнотизируемые люди, у них закрыты те энергетические центры, которые воспринимают актерскую вибрацию.
Известен рассказ Станиславского о Сальвини. Станиславский смотрел Сальвини, когда тот играл в Москве Отелло. После того как Отелло душил Дездемону, он шел на авансцену с криком "а-а-а", весь зал вставал, мурашки по коже, и у Станиславского — тоже. Станиславский ходил на все спектакли, а на один опоздал, пришел только к финалу и увидел: старый немощный человек идет к авансцене и слабым голосом кричит «а-а-а», но зал по-прежнему встает. А Станиславский — холодный, как собачий нос.
Он спрашивает потом Сальвини: "Что случилось?" И тот объясняет: просто я так распределяю свою роль, что в финале мне достаточно дать сигнал зрителю, и он все доиграет сам. Это же невозможно сыграть! Эти чувства нельзя играть, потому что их неоткуда брать. Ведь от этого можно умереть на следующий же день — разорвется сердце. Кстати, со многими от незнания так и происходит. А надо только распределить все точно, дать сигнал, и зритель сам за тебя сыграет...»
Отрывок из книги Аллы Демидовой «Вторая реальность»
Настоящую книгу составили письма к Тому Батлеру профессору Гарвардского университета, переписку с которым актриса Алла Демидова вела с 1990 года до 2007-го. Случайное знакомство привело к интереснейшему общению, а затем и к созданию книги.
Письма А. Демидовой вместили в себя описание поездок и гастролей, театральных постановок, а также рассказ о людях, с которыми ее сводила судьба. Среди них Сергей Юрский, Юрий Любимов, Роман Виктюк, Антуан Витез, Теодорос Терзопулос, Лариса Шепитько, Сергей Параджанов. Письма чередуются с выписками из дневников актрисы или небольшими "ремарками", где более подробно раскрываются те или иные события, а также укрупняются портреты современников. Книга со всей правдивостью отразила различные пласты времени и культуры в России и за рубежом.
Прочитать отрывок или купить книгу «Вторая реальность» (12+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000iiv
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Кто такой «плохой» зритель и как им не быть? Рассказывает Алла Демидова
Алла Демидова о том, как играть в комедии после смерти близкого человека
Олег Даль в фильме Козинцева «Король Лир»: «Шут с лицом мальчика из Освенцима»
Предрекаю тебе муку от меня неимоверную… Но ты люби меня. Трогательные письма Олега Даля жене
«У Фаины Георгиевны был очень трудный характер»: воспоминания В. Талызиной о репетициях с Раневской