Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Алла Демидова об актере, которому Станиславский поверил

«Гипнотизер может загипнотизировать зал, если там есть тридцать процентов, поддающихся гипнозу.

Если этого процента нет, он ничего не сможет. Актерское искусство — тот же гипноз, то же воздействие на подсознание. Актер должен вести за собой, создавать фантом, но необходимо, чтобы зритель был готов увидеть этот фантом. Необходимо, чтобы зритель тоже "играл", а я — актер, только даю ему толчок.

citaty.net
citaty.net

И если в зале нет этих тридцати процентов, то ни один гениальный актер ничего не сможет сделать. А сейчас они собираются только на премьеры. В основном же в зале сидят негипнотизируемые люди, у них закрыты те энергетические центры, которые воспринимают актерскую вибрацию.

Известен рассказ Станиславского о Сальвини. Станиславский смотрел Сальвини, когда тот играл в Москве Отелло. После того как Отелло душил Дездемону, он шел на авансцену с криком "а-а-а", весь зал вставал, мурашки по коже, и у Станиславского — тоже. Станиславский ходил на все спектакли, а на один опоздал, пришел только к финалу и увидел: старый немощный человек идет к авансцене и слабым голосом кричит «а-а-а», но зал по-прежнему встает. А Станиславский — холодный, как собачий нос.

Он спрашивает потом Сальвини: "Что случилось?" И тот объясняет: просто я так распределяю свою роль, что в финале мне достаточно дать сигнал зрителю, и он все доиграет сам. Это же невозможно сыграть! Эти чувства нельзя играть, потому что их неоткуда брать. Ведь от этого можно умереть на следующий же день — разорвется сердце. Кстати, со многими от незнания так и происходит. А надо только распределить все точно, дать сигнал, и зритель сам за тебя сыграет...»

Отрывок из книги Аллы Демидовой «Вторая реальность»

Настоящую книгу составили письма к Тому Батлеру профессору Гарвардского университета, переписку с которым актриса Алла Демидова вела с 1990 года до 2007-го. Случайное знакомство привело к интереснейшему общению, а затем и к созданию книги.

Письма А. Демидовой вместили в себя описание поездок и гастролей, театральных постановок, а также рассказ о людях, с которыми ее сводила судьба. Среди них Сергей Юрский, Юрий Любимов, Роман Виктюк, Антуан Витез, Теодорос Терзопулос, Лариса Шепитько, Сергей Параджанов. Письма чередуются с выписками из дневников актрисы или небольшими "ремарками", где более подробно раскрываются те или иные события, а также укрупняются портреты современников. Книга со всей правдивостью отразила различные пласты времени и культуры в России и за рубежом.

Прочитать отрывок или купить книгу «Вторая реальность» (12+) в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000iiv

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Кто такой «плохой» зритель и как им не быть? Рассказывает Алла Демидова

Алла Демидова о том, как играть в комедии после смерти близкого человека

Олег Даль в фильме Козинцева «Король Лир»: «Шут с лицом мальчика из Освенцима»

Предрекаю тебе муку от меня неимоверную… Но ты люби меня. Трогательные письма Олега Даля жене

«У Фаины Георгиевны был очень трудный характер»: воспоминания В. Талызиной о репетициях с Раневской

«В зале вспыхнул свет, и тут произошло НЕЧТО»: как в 70-х мы встретили в кинотеатре Савелия Крамарова