Найти тему
Записки с тёмной стороны

А если мама не может, или Про опору на реальность

Что меня регулярно удивляет среди вопросов, встречаемых под моими и не только постами, так это всевозможные вариации на тему: «А если нет на это ресурса? Что тогда?» Возникает ощущение, что спрашивающий ждёт волшебный рецепт, которого просто не существует.

Это как спрашивать под рецептом пирога с яблоками: «А если нет муки? А если нет яблок?А если нет ни газа, ни электричества, ни дров?» Что можно ответить? Только сказать, что мне очень жаль, что нет муки. Потому что перечислять варианты замены ингредиентов, обсуждать разницу между яблочным тартом и бутербродом с джемом из кабачка, контейнировать чужие эмоции и изобретать велосипед – чересчур долго и не слишком эффективно.

Или как спрашивать под рассказом о пользе яблок, о том, что делать, если нет яблок. Ну, а что делать-то? Страдать. Потом со временем наступит принятие, а там и обнаружится, что зато у тебя есть ананасы, манго и ещё-что-нибудь, что в общей сложности полезнее яблок будет. Или не обнаружится. Но вообще-то, без яблок тоже можно жить. Так бывает.

Взять, к примеру, недавнюю публикацию об организации детского досуга.

«А маме теперь разорваться, обслуживая все желания деточки?»

«Легко сказать, что пусть пробует. А вы видели цены на экипировку для игры в хоккей? Не напасёшься никаких денег, если каждый месяц секции менять».

«А водить кто будет? А забирать?»

«А я весь день на работе. Если я не обеспечу организованный досуг, ребёночек будет безнадзорный, непонятно, где и с кем, так и до беду недалеко».

Это я, конечно, видоизменила реплики. И кое-что позаимствовала из других тем, потому как подобное встречается в разных обсуждениях.

Мне нечего ответить. Я могу либо посочувствовать, либо удалить комментарий, если он написан в пассивно-агрессивной форме или с претензией на эмоциональное либо информационное обслуживание.

Мои дети тоже иногда ходили в какие-то занятия потому, что для меня это был единственный недорогой шанс провести время без детей. И уходили с занятий из-за того, что у меня не было сил, времени или денег. И разное бывало. Жизнь, она, в принципе, бывает разной и порой сильно отличается от идеальных вариантов.

Тут же вопрос в том, на что ориентир, на какие ценности опора, в чём причины тех выборов, которые делаешь.

Одно дело, если я не готовлю пирог с яблоками детям из-за отсутствия возможности эти яблоки раздобыть, и встречаюсь с этой невозможностью. Тогда я могу сожалеть, могу рассказать детям о том, как мне жаль, и предложить другие варианты. Или могу не рассказывать, а сразу предложить другое, обставив всё так, что никто и не вспомнит про яблоки. Тут многое зависит от того, насколько велика важность именно яблочного пирога, от возраста детей и моей устойчивости.

Другое дело, если я не готовлю пирог с яблоками детям из-за отсутствия возможности эти яблоки раздобыть, и не желаю встречаться с этой невозможностью. Тогда я начинаю убеждать детей в том, что пироги вредны, рассказывать им о том, что они не заслужили яблоки, говорю, что вот в моём детстве никаких яблок не было, и ничего – выжили, читаю лекции о преимуществах кабачка в сравнении с яблоками, припоминаю, как год назад приготовила компот из сушёных яблок, а его никто не пил... Всё, что угодно, лишь бы не признаваться себе, в том, что яблочный пирог имет значимость здесь и сейчас, но недоступен мне по тем или иным причинам.

В обоих вариантах можно прийти, например, к тому, чтобы заменить яблочный пирог кабачковыми оладьями. И может показаться, что если результат одинаков, не имеет значения, как к нему пришли. Но, вообще-то, имеет.

Потому что жизнь идёт, многое меняется, и однажды яблоки могут оказаться доступнее кабачков. И поди объясни потом, что вредны уже кабачки, или что теперь кабачки никто не заслужил.

Или как с телесными наказаниями. Одно дело, когда ты ударила ребёнка и встречаешься со своей виной, с тем, насколько ты не в ресурсе, чтобы поступить иначе, с бессилием что-то изменить здесь и сейчас, и совершенно другая история, когда ты не желаешь во всё это погружаться, а потому рассказываешь, что нас били, и ничего страшного не случилось, что это ребёнок довёл и напросился, что телесные наказания полезны...

Или как с требованием от ребёнка только хороших оценок. Одно дело, честно признавать, что проблема в твоём нежелании оплачивать колледж, в твоей невозможности оплачивать вуз, в твоём бессилии помочь ребёнку со сложными темами, сменить школу, что-то ещё сделать, в твоём стыде иметь сына-дворника (или что там сейчас самое страшное? кассир в супермаркете?), в твоём страхе остаться без финансовой поддержки от ребёнка в старости, в стыде перед другими родителями сейчас, в твоём комплексе отличника... И совершенно другое дело, когда ты не признаёшь, что хорошие оценки нужны тебе, и насилуешь ребёнка, якобы для его собственного блага из великой заботы.

Или как с кружками и секциями. Одно дело, когда ты признаёшь, что нет у тебя возможности купить виолончель, потому что ты все свободные деньги отдала за хоккейную экипировку, и совершенно другая история, когда ты отказ в занятиях музыкой мотивируешь желанием научить ребёночка не бросать начатое на полпути.

И так со всем и во всём. И не только про детей.

И это всё не отменяет истории, когда ты, действительно, ненавидишь яблоки, когда у твоих детей аллергия на шарлотку, когда кабачок, и правда, лучше, а хоккей не стоит бросать после первой же неудачи.

Важно именно определиться со своими целями, ценностями, ресурсами. Чтобы опираться на реальность, а не на картинку в голове.

Впрочем, не могу отрицать того, что, опираясь на картинку, можно жить долго и счастливо до глубокой старости.

#тёмная сторона материнства психология

#психология

#встреча с самим собой