Имея конечной целью достижение высшего духовно опыта, йогин посвящает себя практике таких методов самодисциплины, которые могут освободить его сознание от ограничений, наложенных его психофизическим воплощением. Он удерживает перед собой в качестве подлинного объекта поиска идеальное состояние собственного сознания, полностью свободного от всех загрязнений и омрачений, сомнений и дилемм, от всех желаний и привязанностей, страстей и склонностей, от всех спорных размышлений и предвзятых мнений, от чувства индивидуального эго и чувства различия между субъектом и объектом, внутренним и внешним, «я» и «не-я».
В таком совершенно чистом и утончённом, спокойном и безмятежном, без желаний и мыслей, без эго и субъектно-объектных отношений, трансцендентном состоянии сознания абсолютная истина-красота-совершенство-блаженство безусловно раскрывает себя не как объект сознания, а как его истинная душа или сущность.
Сознание в таком состоянии полностью озарено этой душой, и не существует различия между сознанием и абсолютной душой всех существований и явлений. В подобном трансцендентном опыте нет времени и пространства, относительности и причинности, в нём нет разграничения между истиной, красотой, совершенством и блаженством. Это единое абсолютное всеобъемлющее переживание, которое нельзя описать языком аналитических и синтетических категорий нашего обычного интеллектуального понимания.
Источник: Акшая Кумар Банерджи, Философия Горакхнатха. – М.: Международный натха-йога центр, 2015. – с. 51-52.