Найти тему
Арт-альбом

К дню памяти «великого старца» преподобного Сергия Радонежского

Крупнейший историк В. О. Ключевский замечает: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Множество авторов писали о жизни и деяниях Сергия, вдохновляясь его духовным подвигом и нравственным учением. Чтобы познакомиться с жизнью и учением Сергия предлагаем описание его жизненного пути, кратко и выразительно изложенное в «Словаре историческом о русских святых», изданном в середине позапрошлого столетия.

Н. К. Рерих. Святой Сергий Радонежский (фото с сервиса Яндекс.Картинки)
Н. К. Рерих. Святой Сергий Радонежский (фото с сервиса Яндекс.Картинки)

«СЕРГИЙ, преподобный и Богоносный, игумен и чудотворец Радонежский, основатель Троицкой Сергиевой лавры, родился в 1315 г. (по другим источникам — около 1321 г.) в Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии; при рождении назван Варфоломеем. Отец его, один из бояр Ростовских, 1328 г. переселился с семейством в город Радонеж, в удел князя Андрея, меньшего брата Симеона Иоанновича Гордого. Родители Варфоломея пред кончиною приняли монашеский чин, они погребены в Хотькове монастыре. Варфоломей, предоставив меньшему брату Петру отцовское наследие, отправился со старшим братом своим, Стефаном, искать убежище от мирских забот. Они поселились в лесу, в девяти верстах от Радонежа, на том месте, где ныне лавра, и с благословения митрополита Феогноста основали церковь. Стефан вскоре переселился в Москву и вступил в монастырь св. Богоявления. Тогда Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана, который постриг его в монахи под именем Сергия. Подкрепив нового инока молитвою и словом Божиим, игумен удалился. Сергий остался в дремучем лесу один. Неоднократно во время ночной молитвы представлялись Сергию ужасные видения, угрожавшие уму смертью, а месту разрушением. Крепкою, но смиренною молитвою разрушал преп. Сергий пустынные страхи. Не раз в хижине Сергия приходил большой медведь, которого кормил сам святой отшельник. Но недолго жил юный пустынник в своем одиночестве. Слава о святости отшельника Сергия вскоре распространилась и привлекла к нему иноков из других монастырей. Многие стекались к нему на жительство и строили кельи. По общему гласу братии, он был избран игуменом обители и посвящен в 1354 г. в сей сан в Переславле епископом Волынским Афанасием. Сперва число иночествующих состояло из 12 человек, но по прибытии из Смоленска архимандрита Симона число братии увеличилось и обитель распространена. Строгое благочестие и христианское смирение возвеличили св. Сергия между современниками: митрополит, князь, бояре изъявляли к нему отменное уважение. Константино-польский патриарх Филофей отправил в св. обитель особое посольство, прислал с оным благословенную грамоту, крест, параманд и схиму. Вследствие этой грамоты в обители было учреждено общежительство, т. е. такое устройство монастыря, когда монахи собирались в одну общину...

Фото с сервиса Яндекс.Картинки
Фото с сервиса Яндекс.Картинки

Сергий, устроив свою паству и желая уединения, тайно удалился за 40 верст в пустыню, именуемую Киржачь, но, по убедительной просьбе братии и увещеванию митрополита Алексия, он возвратился к ним и уже до конца жизни не оставлял мирной своей обители...

Общее желание князей было, чтобы по кончине митрополита Алексия преп. Сергий заступил место его, сам святитель Алексий просил Сергия быть его преемником, но преподобный уклонялся от предлагаемого ему высокого сана. Перед кончиною своею св. Алексий передал от себя преп. Сергию золотой крест, украшенный драгоценными камениями в знак особенного уважения к св. игумену.

Великий князь Дмитрий Иоаннович, собираясь на битву с Мамаем, приходил к преподобному Сергию за благословением. Св. угодник дал ему двух иноков в сподвижники: Александра Пересвета и Андрея Ослябу. Осенив князя крестным знамением, он как бы предрек ему победу, одержанную над татарами, близ Дона на Куликовом поле. Во время несогласий между удельными князьями преп. Сергий был их миротворцем.

Стефан, епископ Пермский, ехал однажды в Москву и на пути своем, находясь в 9 верстах от обители преп. Сергия, остановился на том месте, где ныне колодезь и крест, поклонился в ту сторону, где ныне обитель Сергиева. Преподобный, бывший в то время с братиею за трапезою, духовно прозрел приближение святого и ответствовал ему поклоном...

Незадолго до кончины преп. Сергия ему было чудное видение - явление Богоматери с двумя апостолами — Петром и Иоанном. Чему был свидетелем ученик его преп. Михей, живший с преп. Сергием в одной келии. В честь сего видения по благословению св. синода в 1734 г. построена церковь во имя преп. Михея.

Преп. Сергий представился 1392 года, сентября 25 дня (8 октября по новому стилю). Мощи его обретены нетленными 1422 г., июля 5, они почивают в соборном храме Троицкой лавры в серебряной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем Грозным. В 1737 императрица Анна Иоанновна устроила вокруг сей раки другую, тоже серебряную, с сенью на столпах. Церковь совершает память преп. Сергия в день его кончины».

Фото с сервиса Яндекс.Картинки
Фото с сервиса Яндекс.Картинки

Необходимо понять жизнь, подвиг и главную идею Сергия Радонежского, являющего абсолютную вершину древнерусской духовности, питавшей искусство. Поэтому не будет иносказанием назвать «главным художником» Руси Сергия Радонежского, жизнью своей воплотившего нравственно-этический идеал формирующейся нации. Сергий — совершенный образ деятельного смиренномудрия, сумевшего безраздельно и непротиворечиво соединить молитву и труд, служение Богу и людям. Помимо этого, Сергий оставил России установленный им культ, образ и храм Пресвятой Живоначальной Троицы (первый деревянный Троицкий храм, с которого начался монастырь, Сергий срубил своими руками), чтобы по словам жития, «постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира».

«До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы русской земли. Троицкая Лавра в этом первом поколении её иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы», — пишет известный историк русской церкви Г. П. Федотов.

Преподобный Сергий Радонежский, которого уже современники назвали «великим старцем», возжёг над Русью необычайно яркий свет духовности, и верим, что этот свет никогда не угаснет.