Один наш знакомый, ведущий специалист отдела закупок крупной компании, жалуется, как ему "осточертели" всякие «микро-корпоративы». В отделе это- обычное дело, руководитель их направления регулярно требует от подчиненных куда-нибудь вместе "сходить-посидеть" (ну вы знаете: #мыжекоманда & #яжевашлидер). Тут нужно учесть, что как водится, в компании имеется весь букет атрибутов современного менеджмента: молитва на Contribution margin, штат урезан, задач -вагон (иногда и в выходные), босс требует чуда, а сроки сжатые и прочие «денег-нет-но-вы-держитесь». Ничего нового и вроде, ничего страшного, но давайте разберемся в ситуации.
Еще жива идея, будто собирать коллектив на неформальный отдых — это одна из обязательных функций руководителя. В очень популярной книге очень популярного автора про «155 шрамов на хребте менеджера» (или как-то так) есть целая глава про то, что «даже в кабаке ты- менеджер и нужно соответствовать». Там много про "как", но не очень про "стоит ли". Но некоторые управленцы воспринимает идею с совместными посиделками буквально и начинает активничать. Не «от души, по-братски», а потому что «таково бремя лидера».
Тут как раз, давеча, нам в руки попал отчет Gallup за 2019 год по результатам исследования орг.среды крупного федерального холдинга (E-commerce, логистика). Там было много чего, но внимание заострим как раз на неформальном общении команд вне работы:
- У офисных и неофисных сотрудников отношение к совместным «вылазкам» после работы неодинаковое (все-таки в продажах в рознице и «в полях», в логистике на складах, в транспортном отделе, на стройке и на производстве чаще всего работают люди совсем другого типа, нежели офисные «белые воротнички»).
- При этом, только ПОЛОВИНА из любителей командного отдыха предпочитают делать это ВМЕСТЕ С РУКОВОДИТЕЛЕМ (считают, что «неформально» все равно не получится, потому что «босс есть босс, а мне еще работать с ним»):
- Когда начальник предлагает командой «где-нибудь посидеть», только 50% соглашаются искренне. Остальные- потому что боятся показаться «некомандными», испортить отношения с начальником. Ну или не хватило фантазии на достойную «отмазку»:
Треть отказавшихся от совместных вылазок причиной называет отсутствие на это свободных денег:
И самое важное: нередко неформальное общение вне работы –часть корп.культуры, которая прямо записана в HR-стратегии компании и активно насаждается с самого верха.
Ну что ж, нашему знакомому- проблемы, нам- ВЫВОДЫ:
- Все люди разные. Одним посидеть в кафе с коллегами реально необходимо, других это напрягает. Хотя и те и другие ежедневно нормально взаимодействуют. Про это, почему-то, многие руководители даже не думают. Торопятся «навешивать ярлыки».
- Если кто-то после работы всегда спешит домой- это еще не значит, что он чёртов индивидуалист и непременно когда-нибудь «подставит» коллектив.
- Если кто-то всегда первый орёт «Я в деле!!!» и сам бежит бронировать стол в пабе - это еще не значит, что он втайне не мониторит «ХХ». И о командности В РАБОТЕ это тоже еще ничего не говорит.
- Не стоит усердствовать. Неуместными «микро-тимбилдингами», вместо «сплочения команды» мы рискуем демотивировать своих сотрудников, ведь все время отказывать руководителю неловко, но и непринуждённый отдых не ожидается. Разрыв мозга!
Как же "безболезненно" собирать подчиненных вне работы?
- Все-таки очень хочется отметить День Св. Криштиану вместе с командой? Тогда есть смысл сначала «прозондировать почву» через одного из сотрудников. Пусть деликатно уточнит, что думает команда. И не бойтесь услышать: «всем надо домой». Возможно, дело совсем не в Ваших лидерских скилах и идти с проблемой к коучу рано.
- Предлагая варианты места сбора, уточните, устраивает ли формат всех участников. Поверьте, даже экстравертные холерики не всегда любят караоке и не все «тонкие натуры» предпочитают кухню ацтеков.
- Вопрос денег всегда важен. Заранее огласите ценник и открыто спросите, адекватная ли сумма на человека, или кто-то знает варианты не хуже, но за меньшую стоимость.
- Так или иначе, дайте понять сотрудникам, что это не обязаловка, а возможность «разрядиться». Если кто-то не пойдет- Ваше проф.отношение к нему никак не изменится.
Если Вы, как руководитель, чувствуете, что команды нет, все разобщены, каждый сам за себя, теплота в отношениях отсутствует, люди «цепляются» друг к другу по мелочам- как следует осмотритесь. Возможно, здесь есть какие-то повседневные управленческие проколы:
- «кривые» целеполагание, постановка задач
- нечеткие приоритеты, которые меняются раз в пол часа
- неадекватная нагрузка, отнимающая всё время и все силы
- в коллективе не обозначены правила взаимодействия
- лидер уже не образец поведения и манеры общения
- стандарты в команде давно «двойные»
- руководителем поощряется нездоровая конкуренция
- оценка результатов непрозрачная (и выглядит несправедливо)
и т.д. Одними «микротимбилдингами» (и даже «макротимбилдингами») проблема не решается. Опытный руководитель всегда помнит:
Любой совместный отдых команды- это СЛЕДСТВИЕ здоровой среды коллективе, а не ее причина.
Всем здравомыслия!