Как-то услышал в исполнении оркестра Поля Мариа нашу русскую любимую мелодию «Полюшко, поле». Тихая и раздольная музыка, которую понимаешь с первых нот всей душой, в аранжировке большого мастера, завораживает, наполняет твою фантазию новыми образами и содержанием, тревогой и гордостью, твоей причастностью к истории нашей страны.
Государственность. Закон. Границы. Предел. Беспредел. Слова, горящие ярко красным цветом, настораживающие, предупреждающие! Как знаки, расставленные на «Большой» дороге.
«На тот большак, на перекрёсток…» - слушаю и не наслушаюсь песню в исполнении Клавдии Шульженко.
Однажды «Митрофановна» пела свои песни для работников милиции, поздравляя их с профессиональным праздником. На сцену неожиданно вышел генерал и сказал: «Друзья! Вы не поверите! Я недавно прилетел из Канады. Там не знают, где находится город Челябинск, но знают город Кременкуль и ансамбль «Митрофановна»!» И всех нас сердечно обнял. Казалось бы мелочь, генерал обнимает, но приятно! Страна, где «много диких обезьян» стала близкой и понятной. Сегодня гитара, в общем составе инструментов «Митрофановны», стала её неотъемлемой частью, тембровой окрас многонационального инструмента давно уже разрушает привычные понятия о народной музыке, но об этом – позже…
Сонную тишину деревенского благополучия нарушили два телефонных звонка. Звонят В.А.Вольфович и некий Тимофеев Сергей. Не было печали - черти накачали! Российский оргкомитет международного фестиваля искусств «Славянский базар» предлагает нам принять участие в этом фестивале! Сначала подумалось: «Розыгрыш!» Но после нескольких ответных звонков стало ясно, что всё это серьёзно. IX Международный фестиваль в Витебске! Белоруссия. 22 страны представляют своё народное искусство. «Митрофановна» от России!
Это сегодня понимаешь, как нам несказанно повезло! Очень многие российские коллективы хотели бы туда попасть, проходя жёсткие отборы, кастинги. Мне часто задают вопрос: «Каков механизм отбора, куда отослать музыкальные материалы, какую выдержать стилистику и т.д.?» Между тем объяснение очень простое – оставайтесь такими, какие вы есть! Мы привыкли видеть только малую часть айсберга, это телевизионное шоу эстрадных исполнителей, а вот огромное количество мастеров прикладного творчества, особенности национального музыкального творчества, пения, танца – это остаётся за рамками средств массовой информации. Им уделяется не много строк в средствах печати, несколько минут в эфире. Это, так называемый, - «не формат». Формальность, в которой не найти сенсацию. 2000 год - это массовое распространение аудио кассет с записями песен «Митрофановны», И.А.Плешивцева. Наши песни звучат во всех музыкальных ларёчках, на продовольственных рынках Челябинска и всего Урала. Одна из таких кассет дошла до заместителя министра культуры в Москве, ему понравилось. Ну а дальше – дело техники. Телефонный звонок, договорённость, наличие спонсора, освобождение ребят от работы и бытовых обязанностей, и вперёд!!! Навстречу славе, или бесславию!
Но всё по порядку… Благополучно миновав Москву и получив немного долларов для поддержки штанов, едем в поезде до Витебска. В соседнем купе слышим знакомые голоса. Ба! Да это же ансамбль «Русская песня», под руководством Надежды Бабкиной! Вот повезло, так повезло! Тихо наливаемся сознанием собственной значимости. Слушаем, смотрим, удивляемся, наслаждаемся убегающим в окне пейзажем. С нами в вагоне едут артисты танцевального ансамбля «Имперский балет». Слышим в нашу сторону вопросы: «Это вы Митрофановна?», «Это ваша песня в сборнике «Калина красная»?». Неужели знают? Да, да – это мы! В лучах славы одних из исполнителей шансона приезжаем в Витебск. Нас встречают. Грузимся в микроавтобус с большой табличкой «Митрофановна». Едем в штаб фестиваля, где проводится аккредитация, размещение, а главное выдача денег, на которые будем питаться. Вы не поверите, деньги называются «васильки»! Мы сразу вспомнили народную песню «Всё васильки, васильки». Напевая эту песню, едем в ресторан на ужин. За соседним столиком – Илона Броневицкая (Пьеха), приехавшая на длиннющем лимузине. Ну, нет уж! Рестораны не для нас! Мы привыкли деньги считать, а не тратить. Маленькое полуподвальное кафе «Бульбянная» стала для нас в последующем уютным местом питания. В городе Витебске проживает более 500 тысяч человек. На фестиваль приехало столько же. Из них более 5 тысяч артистов и организаторов.
Нас предупредили: «Сегодня вы работаете на открытии берестяной выставки». Это рядом со штабом фестиваля. Нужно попеть, поиграть. Выставка на втором этаже. Сказано – сделано! Столпотворение! Кинокамеры! Республиканское, Московское, местное телевидение. В выставочный зал ни кто не идёт, на беду организаторам. Песню «Ни кто тебя не любит так, как я» поем дважды для опоздавших телеоператоров и режиссёров, они поют и пляшут вместе с нами! Завтра утром всё это «безобразие» покажут по семи каналам телевидения. А сейчас надо остановиться, чтобы люди посмотрели шедевры берестяного творения. Через паузу заиграли тихонечко «Деревенское танго». На лестничной клетке показался Министр культуры России Михаил Швыдькой с коллегами из Белоруссии. Здороваемся. Всё! Дальше шампанское…
На следующий день концерт на заводе «Витязь». И опять сюрприз! Мы на одной сцене со знаменитыми «Сябрами»! Передаём привет от уральцев. После утренних телевизионных сюжетов нас здесь знают, поют вместе с нами. Следующий концерт на площади Славы. Наше часовое выступление перед пятитысячной аудиторией, после нас поют «Махачкалинские бродяги» КВНщики. Не успеваем раздавать автографы. До чего же славный народ белорусы! Следующий день отдыхаем. Сходили на речку. Вечером побывали на репетиции, на главной площадке фестиваля. Вернулись немного разочарованные. Н.Басков и другие поют под «фанеру».
А завтра концерт на площади у штаба. Надо сказать, что штабисты посещали все наши концерты. Их широкие улыбки, горящие глаза были и на этом концерте. Нас предупредили: «Будет зам министра с сыном, они вас любят!» И точно! Поём мы – поёт министр, поёт его сын. Мы поняли, что они знают весь репертуар и даже просят спеть на заказ наши песни «Судьба», «Осот, да крапива».
В самом начале этой главы, я как-то упустил повествование о ещё одном участнике нашей поездки – это молодой, начинающий в шоу-бизнесе и в музыке человек Сергей Тимофеев. И, хотя ему было всего 20 лет, мы любовно называли его: « наш Шеф!». Его задачей была связь со штабом и он справлялся в этом с успехом!
Незаметно подошёл последний день фестиваля. Мы не знали что делать – ложиться отдыхать, или продолжать общаться с этими всеми интересными людьми, начиная от технических работников, до ответственных работников милиции, которые приглашали нас к себе в гости! (Я уже писал, что рангов для нас не существовало). Или просто побродить по красивым улочкам, послушать иностранную речь…. Завтра утром надо было петь одну песню (так нас предупредили) в прямом эфире вместе с Югославами, Македонцами, Немцами, Поляками, Израильцами, Болгарами и многими другими! Как во сне помним - в огромной программе перед нами на сцену вышла певица из Хорватии Люпка Димитрова. Перед этим мы успели пообщаться с Михаилом Боярским. И, вдруг, объявляют нас! Тепло и красиво! Мы вынесли с собой на сцену все взволнованные сердца наших уральцев, гармонистов, родных и близких!!! Скажу честно! «Ни одного другого артиста из 22 стран не вызывали на Бис! Но нас зрители вызвали дважды, не смотря на жёсткое предупреждение телевизионщиков!».
Всё! Едем в «Бульбянную», подкрепляемся! И снова поезд. Впереди родной Урал! Долгие ночи и дни воспоминаний. Спасибо тебе Белоруссия!!!
(Продолжение читайте в следующую пятницу)