Найти тему

Холодильные судовые установки. Учебное пособие для морского механика, моториста.

Оглавление
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Журнал Морского Волка.

Искусственное охлаждение с помощью холодильных машин впервые было использовано в 1876 г. французским инженером Шарлем Телье для перевозки охлаждённого мяса из Буэнос-Айреса в Руан на пароходе <<Фригорифик>>. В 1877 г. пароход <<Парагвай>>, оборудованный абсорбционной холодильной машиной, доставил мороженное мясо из Южной Америки в Гавр, причём мясо было заморожено на этом же судне в специальных камерах. В 1879 г. был совершён удачный рейс с охлаждённым мясом при температуре - 1˚ C из Австралии в Англию на пароходе <<Каркасия>>.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Почти одновременно была организована перевозка мороженного мяса на пароходе <<Стратлевен>>, оборудованном воздушной холодильной машиной. Мясо было принято в Мельбурне, замороженное на судне и доставлено в Лондон за 58 суток. Благодаря успеху этих перевозок даже парусные суда начали оборудовать холодильными машинами. Так, в 1881 г. на парусном судне <<Дунедин>> бала перевезена баранина из Новой Зеландии в Лондон (переход занял 98 суток). К 1911 г. количество рефрижераторных судов достигло 214, к 1928 г. – 1043, а к 1930 г. – 1100 ед., причём эти данные относятся только к морским транспортным судам без учёта рефрижераторных судов рыбопромыслового и речного флота.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
В России первым рефрижераторным судном с механическим охлаждением (воздушная холодильная машина) была несамоходная баржа, построенная в 1888 г. для одновременной перевозки 170 ᴛ рыбы из Энзели в Астрахань. В 1904 г. была построена рефрижераторная баржа <<Север>> для перевозки рыбы по Енисею с углекислотной холодильной машиной. В 1907 г. для перевозки рыбы по Амуру была построена другая баржа также с углекислотными машинами. Регулярные морские перевозки рефрижераторных грузов из Петербурга и Прибалтики в порты Западной Европы, а также между Дальним Востоком и Одессой, а иногда и Петербургом были организованы в 1902 г.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
К 1911 г. общее количество судов для перевозки скоропортящихся грузов на морском и речном транспорте в России составляло около 30 ед. На некоторых судах имелись небольшие грузовые охлаждаемые помещения. К этому же времени на многих грузо-пассажирских и грузовых судах были оборудованы охлаждаемые провизионные камеры. После революции советскому торговому флоту достались всего три судна, снабжённые холодильными установками. С восстановлением народного хозяйства для холодильных перевозок пришлось оборудовать часть трюмов на пароходах <<Рошаль>>, <<Ямал>>, <<Юшар>> и <<Совет>>.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
В Сибири для перевозки масла холодильными установками было оборудовано пять пассажирских пароходов, а позднее построено два грузо-пассажирских парохода <<Павлодар>> и <<Хохряков>>, на которых имелось по одному рефрижераторному трюму. С расширением экспорта в конце 20-х годов на Северной судостроительной верфи была построена серия (состоящая из шести единиц) первоклассных по тому времени рефрижераторных грузо-пассажирских судов, снабжённых углекислотными машинами, для рейса Ленинград – Лондон (<<Сибирь>>, <<Кооперация>> и др.). Там же была построена несамоходная баржа <<Пионер>> для треста <<Туркменрыба>>.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Вслед за этим на Адмиралтейском заводе в Ленинграде было спущено на воду четыре рефрижераторных теплохода с аммиачными холодильными машинами (<<Волга>>, <<Рион>>, <<Кубань>>, <<Нева>>). В это же время на Астраханской верфи был построен <<Плавучий холодильник>> с двумя мокрыми рыбоморозилками общей производительностью 32 ᴛ рыбы в сутки. Большое насыщение механизмами деревянного корпуса судна длиной 80 м делает это судно уникальным. На этой же верфи были сданы в эксплуатацию две большие серии несамоходных рефрижераторных деревянных барж с рассольной и воздушной системами охлаждения.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Одновременно с постройкой новых судов шло переоборудование под рефрижераторные перевозки ряда существующих судов. Было начато переоборудование одного из сухогрузных судов, получившего затем название <<Рефрижератор № 3>>. Этот рефрижератор имел мощные рыбоморозилки и был оборудован аммиачными холодильными машинами отечественного производства с холодопроизводительностью, превышающей 1 млн. ккал/час. К этому времени в Советском Союзе на заводе <<Компрессор>> наладилось массовое производство аммиачных холодильных машин; изготовлялись также и углекислотные машины судового типа. При постройке на Балтийском заводе теплоходов для обслуживания на Чёрном море крымско-кавказской линии были предусмотрены грузовые помещения для перевозки скоропортящихся грузов.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Мореходные качества судна. Учебное пособие для моряков.

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Читайте также:

Моторист или матрос? Механик или штурман? Как правильно выбрать морскую профессию.
Деньги или Романтика? Сколько можно заработать за один контракт, начинающему моряку или опытному морскому волку?
Мы в ответе за тех, кого научили. Юный моряк-это будущий Морской Волк.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Индия – страна контрастов. Мой опыт работы в Индийской судоходной компании.
Кораблекрушения, почему их стало так много на флоте?
Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.
Фото автора из личного архива.

Если понравилась статья, не забудьте поставить оценку, подписывайтесь на канал, пишите комментарии.

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.