Найти тему
Музей истории религии

На лицо ужасный, праведный внутри

Иконопись – особый вид изобразительного искусства, со своими законами, логикой, особой техникой, со своим языком. Иконы зачастую непонятны, часто удивляют. Одна из самых известных среди подобных удивляющих икон – икона святого мученика Христофора. Действительно, странно – изображён святой с головой не то собаки, не то лошади. Но, впрочем, и встретить такой чудо-образ сегодня не просто. Это возможно только в старообрядческих храмах. Или в музеях. В составе иконописной коллекции Государственного музея истории религии к счастью есть подобные иконы. Как и большинство таких икон они старообрядческого происхождения, датируется XVII-XIX веками.

Св. мученик Христофор. XVIII в. Из собрания Государственного музея истории религии
Св. мученик Христофор. XVIII в. Из собрания Государственного музея истории религии

Кто же он такой этот странный мученик Христофор? Это святой, достоверных сведений о котором нет, но существуют древние сочинения о его жизни якобы в III веке. Почитают его и в православии и в католицизме. Причём на Западе даже больше, где имя Христофор-Кристофер всегда было одним из самых популярных.

Из скупых первоначальных рассказов об одном из многочисленных раннехристианских мучеников без всяких подробностей постепенно сложились насыщенные житийные повествования – православное и католическое.

Западная традиция не упоминает никаких зоологических черт в облике святого, хотя всё же удивительным он был – римлянин огромного роста (5 метров) и огромной физической силы. Одни говорят, что звали его Репрев, другие говорят – Оферо. Великан этот служил переносчиком людей вброд через бурный поток. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик вдруг резко потяжелел, да настолько, что великан с трудом держался на ногах. Удивлённому Репреву мальчик сказал, что он и есть Христос и тяжёлый такой, потому что взял на Себя все тяготы мира. Тут же в реке великан был крещён и получил имя Христофор, что в переводе означает «несущий Христа». Сцену несения великаном мальчика Христа и изображают чаще всего в западноевропейском церковном искусстве в качестве иконы святого Христофора.

А вот на православном востоке рассказы о Христофоре приобрели более невероятный характер. Согласно православному Житию его тоже звали Репрев и был он уроженцем северной Африки, а точнее племени кинокефалов – собакоголовых людей. Он был ужасен и свиреп. Настоящий кинокефал! Тем не менее он был захвачен римлянами в плен и, более того, он стал римским воином. Впрочем, узнав об учении Христа, дикий и ужасный Репрев решил полностью сменить свой нрав. Он принимает крещение с именем Христофор – в знак того, что он теперь несёт Христа в своём сердце. На лицо ужасный, но добрый внутри Христофор проповедует христианство, и даже творит чудеса. Все попытки языческого начальства запугать Христофора или соблазнить, заставить отречься от Христа были безуспешными. Подосланных к нему блудниц собакоголовый христианин переагитировал и раскаявшиеся женщины приняли христианство. Но к сожалению, в конце концов, Христофор после долгих мучений был усечен мечом. Он принял мученический венец.

Уже в ранних византийских текстах пытались объяснить, что житийная собакоголовость Христофора – это метафора, яркий образ его крайней дикости. И византийское искусство, кстати, изображало Христофора вполне антропоморфным. Но с течением времени, и особенно на Руси, где читали переведённые с греческого Жития, уже было не до тонких литературных намёков и собакоголовость начинает восприниматся буквально. Так начинают распространяться вот такие фантастические иконные изображения Христофора кинокефала. Дело кончилось тем, что уже в середине XVII века в Москве в Благовещенском соборе в Кремле хранились мощи Христофора, а конкретно пёсья голова. Вот как описал её православный гость из Антиохии дьяк Павел Алепский: «Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень – наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!»

Св. мученик Христофор. XVIII в. Из собрания Государственного музея истории религии
Св. мученик Христофор. XVIII в. Из собрания Государственного музея истории религии

Впрочем, уже через полвека после этого и мощевик с собачьей головой, и иконы с изображением псеглавца исчезают. Наступило время Петра I, у которого среди множества государственных дел руки доходили даже до мельчайших церковных беспорядков. В 1722 году распоряжением Синода (т.е. главного церковного управления того времени) изображения Христофора с собачьей головой были запрещены как «противные естеству, истории и самой истине». Почитание святого Христофора никуда не делось – он остался в сонме православных святых, память его в церковном календаре 9 мая (ст.ст.). Но вот только сомнительное собакоголовое описание в Житии удалено и больше никого не смущает. Христофор был из дикого племени, он ужасен и безобразен, как пёс. Изображается отныне в человеческом виде. Большинство старинных изображений псеглавца Христофора было уничтожено или записано.

В числе множества других древних церковных традиций изображения Христофора-кинокефала сохранили старообрядцы. Им Синод не указ. Наоборот. Вот, – говорят они, – как никониане древних святых бесчестят. Вот, – говорят староверы, – нас государство преследует и святым нашим тоже достаётся. Возможно исходя из такой солидарности именно в XVIII-XIX веках культ Христофора у староверов только усилился. Именно старообрядческие иконы собакоголового Христофора этого времени сегодня, как правило, только и возможно увидеть. В том числе и в Государственном музее истории религии.