Найти тему
CMPL TRADE

Модель вертолета — игрушка, которую инженеры не сразу смогли разработать

Оглавление

Первые попытки создать вертолет были еще у Леонардо да Винчи и Михаила Ломоносова.

Первый устойчиво управляемый полет зафиксировали только в 1922 году на аппарате Георгия Батезат.

А вот сделать радиоуправляемый вертолет у моделистов долго не получалось. Первую радиоуправляемую модель инженерам удалось разработать спустя 50 лет — в 1972 году. Реализовать проект смог только немецкий конструктор Дитер Шлютер, который посвятил вертолетам всю свою жизнь.

Моделист Дитер Шлютер со своим вертолетом.
Моделист Дитер Шлютер со своим вертолетом.

Инженерам мешал рабочий образец вертолета

В XIX веке инженеры активно взялись за разработку летательного аппарата с вертикальным взлетом. Первостепенной задачей было поднять тяжелую машину в воздух. Вопрос управления ушел на второй план.

Удерживать вертолет в воздухе получилось, когда в качестве силового агрегата вместо паровой машины стали использовать бензиновый двигатель. После этого остро встал вопрос управления. Для решения этой сложной задачи пытались применить отклоняемые рули (по аналогии с закрылками самолета). Использовали дополнительные боковые винты. Но все это было неэффективно.

Революционным в вертолетостроении стало изобретение автомата перекоса, который разработал русский инженер-авиатор Юрьев Борис Николаевич. Механизм получился очень надежным и до гениального простым (для тех функций, которые выполняет).

Если вы еще не знаете, благодаря чему вертолет меняет направление движения, обязательно посмотрите этот познавательный ролик.

Моделисты пытались повторить конструктив оригинального вертолета в уменьшенных копиях. Попытки были безрезультатными.

Дитер Шлютер, инженер, который разработал первую серийную радиоуправляемую модель вертолета, повторял ошибку своих коллег — использовал систему ротора, как на больших вертолетах. Модели плохо управлялись и чаще просто прыгали вместо того, чтобы стабильно летать.

Главная ошибка заключалась в том, что инженеры зациклились на доработке механизмов управления, которые уже были изобретены их предшественниками.

После многих неудач Дитер разработал альтернативное решение — схему Beii-Hilier. В основе нового ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой, на которой крепились управляющие лопатки. Первую рабочую модель автор показал на Нюрнбергской выставке в 1972 году.

Эволюция радиоуправляемых вертолетов

В 1968 году Дитер Шлютер представил на соревнованиях свою первую модель вертолета — Sikorsky S58. Машина продержалась в воздухе всего несколько секунд, но для победы этого было достаточно.

В 1970 году Шлютер показал публике модель Huey Cobra, которой удалось летать по кругу на протяжении 10 минут. Рекордный в те времена результат.

Модель вертолета Heli-Baby.
Модель вертолета Heli-Baby.

В следующей своей модели — Super Heli-Baby — Дитер Шлютер использовал особую шайбу перекоса. На вертолете можно было совершать перевернутый полет и другие фигуры высшего пилотажа.

Другие серьезные доработки радиоуправляемых вертолетов пришлись уже на XXI век. В современных моделях есть гироскопы и автоматизированное электронное управление. В разы увеличилась надежность конструкций. Игрушки стали простыми в управлении и общедоступными.

Если задаться целью, вы тоже можете научиться выполнять фигуры высшего пилотажа. А чтобы весело провести время с детьми или дружной компанией, достаточно простых моделей вертолетов на радиоуправлении.