Первые попытки создать вертолет были еще у Леонардо да Винчи и Михаила Ломоносова.
Первый устойчиво управляемый полет зафиксировали только в 1922 году на аппарате Георгия Батезат.
А вот сделать радиоуправляемый вертолет у моделистов долго не получалось. Первую радиоуправляемую модель инженерам удалось разработать спустя 50 лет — в 1972 году. Реализовать проект смог только немецкий конструктор Дитер Шлютер, который посвятил вертолетам всю свою жизнь.
Инженерам мешал рабочий образец вертолета
В XIX веке инженеры активно взялись за разработку летательного аппарата с вертикальным взлетом. Первостепенной задачей было поднять тяжелую машину в воздух. Вопрос управления ушел на второй план.
Удерживать вертолет в воздухе получилось, когда в качестве силового агрегата вместо паровой машины стали использовать бензиновый двигатель. После этого остро встал вопрос управления. Для решения этой сложной задачи пытались применить отклоняемые рули (по аналогии с закрылками самолета). Использовали дополнительные боковые винты. Но все это было неэффективно.
Революционным в вертолетостроении стало изобретение автомата перекоса, который разработал русский инженер-авиатор Юрьев Борис Николаевич. Механизм получился очень надежным и до гениального простым (для тех функций, которые выполняет).
Если вы еще не знаете, благодаря чему вертолет меняет направление движения, обязательно посмотрите этот познавательный ролик.
Моделисты пытались повторить конструктив оригинального вертолета в уменьшенных копиях. Попытки были безрезультатными.
Дитер Шлютер, инженер, который разработал первую серийную радиоуправляемую модель вертолета, повторял ошибку своих коллег — использовал систему ротора, как на больших вертолетах. Модели плохо управлялись и чаще просто прыгали вместо того, чтобы стабильно летать.
Главная ошибка заключалась в том, что инженеры зациклились на доработке механизмов управления, которые уже были изобретены их предшественниками.
После многих неудач Дитер разработал альтернативное решение — схему Beii-Hilier. В основе нового ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой, на которой крепились управляющие лопатки. Первую рабочую модель автор показал на Нюрнбергской выставке в 1972 году.
Эволюция радиоуправляемых вертолетов
В 1968 году Дитер Шлютер представил на соревнованиях свою первую модель вертолета — Sikorsky S58. Машина продержалась в воздухе всего несколько секунд, но для победы этого было достаточно.
В 1970 году Шлютер показал публике модель Huey Cobra, которой удалось летать по кругу на протяжении 10 минут. Рекордный в те времена результат.
В следующей своей модели — Super Heli-Baby — Дитер Шлютер использовал особую шайбу перекоса. На вертолете можно было совершать перевернутый полет и другие фигуры высшего пилотажа.
Другие серьезные доработки радиоуправляемых вертолетов пришлись уже на XXI век. В современных моделях есть гироскопы и автоматизированное электронное управление. В разы увеличилась надежность конструкций. Игрушки стали простыми в управлении и общедоступными.
Если задаться целью, вы тоже можете научиться выполнять фигуры высшего пилотажа. А чтобы весело провести время с детьми или дружной компанией, достаточно простых моделей вертолетов на радиоуправлении.