Предыстория общеизвестна. В ночь на 16 января 1942 года «Тирпиц» навсегда покинул порт приписки Вильгельмсхафен. Командование кригсмарине отправило его в норвежские воды для выявления арктических конвоев в СССР и противодействия операции британских коммандос на острове Вогсей. Соответствующее решение принималось лично Гитлером на совещании с главкомом кригсмарине Эрихом Редером, начальником верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и руководителем штаба Альфредом Йодлем.
В июле 1942 года группа немецких кораблей во главе с «Тирпицем» предприняла поиски с целью атаки арктического конвоя PQ-17, отправленного в СССР со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11: два судна вернулись в Исландию, еще 22 общим тоннажем более 142 тыс. тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и другие грузы. В день выхода на задание «Тирпиц» подвергся атаке советской подводной лодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга, а впоследствии контр-адмирала Николая Лунина.
Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед. Эскадра вернулась на базу без потерь».
Неудачей окончилась попытка в октябре 1942-го потопить «Тирпиц» с помощью катеров с управляемыми торпедами: тогда линкор спас сильный встречный ветер. Через 11 месяцев мини-подлодки установили под «Тирпицем» мины. Произошел взрыв, и корабль получил серьезные повреждения, в результате которых отправился на полугодичный ремонт, а его скорость значительно снизилась.
В апреле 1944 года британцы разработали очередную спецоперацию с кодовым названием «Вольфрам». Атака началась перед выходом «Тирпица» на испытания после ремонта.
15 сентября, несмотря на постановку немцами дымовых завес и зенитный огонь, одна из пятитонных авиабомб «Верзила», предназначенных для разрушения подземных бункеров, попала «Тирпицу» в нос. Корабль вышел из строя. Однако немцы не теряли надежды использовать линкор хотя бы как плавучую батарею. Поэтому «Тирпиц» был отведен на юг Норвегии, где ожидалась высадка англичан и американцев.
Решающая операция союзников получила обозначение «Катехизис». В цель угодили три бомбы «Верзила». Одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили защиту и проделали примерно 60-метровую дыру в левом борту корабля, вызвав пожар и последующий взрыв в погребе.
Жертвой катастрофы стали 950 человек, в том числе капитан линкора Роберт Вебер. Примерно 750 морякам удалось спастись.
Все это известно, и ничего нового в этой информации нет, ее можно найти в сети.
Загадкой истории остается — почему истребители люфтваффе не помешали атаке британской авиации, ведь сохранение «Тирпица» являлось для Германии задачей, без преувеличения, государственного масштаба.
А. вот теперь документы: