Найти в Дзене

Легендарные одесские НИ-1

Здравствуй дорогой читатель! Добро пожаловать на мой канал. Тут я делюсь своими заметкам о танках и всем что с ними связанно.

В ночь с 20-го на 21-ое сентября 1941-го года перед румынскими войсками под Одессой неожиданно предстала удивительная, но страшная картина: на них в свете фонарей и прожекторов шли 20 боевых машин неведомой конструкции. Румынская пехота дрогнула и отступила, так как советских танков, по данным разведки, в этом районе просто не могло быть. Что же за машины заставили противника запаниковать, даже не вступив с ним в бой?

Кадр из постановочного фильма, посвященного обороне Одессы. Танки «НИ» выходят с завода
Кадр из постановочного фильма, посвященного обороне Одессы. Танки «НИ» выходят с завода

На самом деле этими танками были обычные советские тракторы СТЗ-5. Конечно, доработанные и переделанные под военные нужды, но все же тракторы, а не полноценные боевые машины. Тем не менее эта уловка сыграла определённую роль и на первых порах оказала колоссальное психологическое давление на и без того деморализованных и слабо подготовленных румынских солдат.

Идея сделать из тракторов танки пришла в голову инженерам Одесского машиностроительного завода имени Январского восстания. Дело в том, что в Одессе у Красной Армии практически не осталось боеспособной бронетехники, а той, что была, катастрофически не хватало для обороны такого крупного населённого пункта. Для превращения трактора в танк выбрали советский СТЗ-5. Тракторам срезали верхнюю часть и ставили башню с двумя пулемётами. Первоначально хотели использовать более серьёзное вооружение в виде пушек от подбитых танков Т-26, но по техническим причинам этого сделать не удалось.

Схема танка «НИ» из журнала «Танкомастер», сделанная по фотографиям. Приятно, что ею пользуется сегодня даже Википедия, в том числе и англоязычная. А впервые эти проекции появились в английском журнале «Танкетте»: 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ
Схема танка «НИ» из журнала «Танкомастер», сделанная по фотографиям. Приятно, что ею пользуется сегодня даже Википедия, в том числе и англоязычная. А впервые эти проекции появились в английском журнале «Танкетте»: 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ

В результате было решено остановиться на пулемётном вооружении. Стоит отметить, что пушка на бронетракторах всё же имелась, но только в качестве муляжа, для устрашения противника. Кроме башенки с пулемётами, тракторы обшивались бронелистами толщиной от 10 до 20 мм. Получившиеся машины получили название «Январец» или «Одесский танк». Но больше всего запоминается их шутливое прозвище НИ-1 (На испуг), которое они получили после разгрома румын ночью 20 сентября 1941-го года.

Бронетракторы НИ-1 могли развивать скорость до 20 км/ч, при этом ужасно громко лязгали гусеницами. Запас хода таких машин составлял до 140 км, но этого вовсе не требовалось, так как НИ-1 использовались локально, только в Одессе и его ближайшей округе. Броня тракторов могла выдержать попадания пуль стрелкового оружия и пулемётов, а также осколки, но вот снаряды калибром 45-мм и более пробивали машину.

Модель танка «НИ» в варианте «резин кит», выпускавшаяся в 90-е годы пензенским предприятием НИИФИ. Масштаб 1:35
Модель танка «НИ» в варианте «резин кит», выпускавшаяся в 90-е годы пензенским предприятием НИИФИ. Масштаб 1:35

Боевое крещение «Январцы» приняли в конце августа 1941-го года, когда поддержали огнём советскую пехоту и вместе с ней контратаковали противника под Одессой. Далее была крайне успешная атака румынских позиций 20-21-го сентября, а 2 октября машины НИ-1 поучаствовали в самой успешной своей операции — у села Либенталь разгромили части румынской армии, захватив несколько десятков артиллерийских установок и миномётов. К середине октября стало ясно, что Одессу удержать уже не получится. Оставшиеся в строю бронетракторы 15-16 числа прикрывали эвакуацию солдат Красной Армии, после чего некоторые машины были подорваны.

Всего за время обороны Одессы было выпущено либо 55, либо 59 бронетракторов НИ-1. Часть из них были уничтожены в ходе сражений за Одессу и пригороды или подорваны своими же перед отступлением из города, а остальные были захвачены румынами и использовались ими в дальнейшем уже против советских войск.