Найти тему
Древности нашей ойкумены

Хопеш Адад-нирари I - символ власти ассирийского Царя множеств

Словом «хопеш» древние египтяне называли переднюю ногу животного. Очевидно, по аналогии с изогнутой формой такое название получил и меч с полукруглым клинком, как бы вытянутым серпом, весом до 2 килограммов и до 60 сантиметров длиной.

Основной рубящей частью хопеша была внешняя выпуклая поверхность «серпа». Затачивать могли не только внешнюю часть, но и внутреннюю. Кроме того, в древнеегипетских гробницах найдены и вовсе незаточенные хопеши. При особом искусстве владения хопешем, как уверяют исследователи, этим оружием можно было даже колоть.

Для эпохи Нового царства Древнего Египта (XVI-XI века до нашей эры) хопеши стали своего рода символом воинской доблести и даже царской власти, если фараон полагал себя достаточно воинственным. Возможно, незаточенные хопеши в погребениях играли роль именно таких ритуальных предметов. На Ближнем Востоке это оружие также было довольно популярно – вообще даже в Египет оно попало вместе с гиксосами.

Сегодня показываем копеш с неизвестным происхождением, но ясной принадлежностью – да-да, и такое бывает в археологии: где нашли, неизвестно, но кому принадлежало, все знают.

Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art
Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art

Копеш из собрания американского музея искусств Метрополитен был приобретен в 1874 году в турецком Мардине известным британским политиком Робертом Хэнбери. Затем долгое время экспонировался в Британском музее.

Раскрашенный вручную принт XIX века с изображением меча Адад-нирари I из коллекции Британского музея / © The Trustees of the British Museum
Раскрашенный вручную принт XIX века с изображением меча Адад-нирари I из коллекции Британского музея / © The Trustees of the British Museum

В 1910-е годы вдова Хэнбери, уже вновь вышедшая замуж, продала хопеш известнейшему американскому банкиру и коллекционеру Джону Пирпонту Моргану. Тот, в свою очередь, передал артефакт в Метрополитен.

Меч целиком отлит из мышьяковистой бронзы, а клинок его дополнительно прокован. Пустая ныне рукоять была чем-то инкрустирована.

Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art
Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art

Откуда взялась в Мардине эта древняя реликвия, теперь уже никто и не узнает. Итальянские монахи (или, может, это были арабы?), у которых Хэнбери купил меч, сказали ему, что сами приобрели его где-то в районе Диярбакыра. Возможно, его нашли в развалинах древнего сирийского города Амиды.

Но для того, чтобы узнать, кому он принадлежал, не пришлось даже ехать на раскопки. В трех местах на бронзовом мече – по обеим сторонам лезвия и вдоль одной стороны незаточенного края – мастер выгравировал надпись клинописью. В переводе она сообщает: «Дворец Адад-нирари, царя вселенной, сына Арик-ден-или, царя Ассирии, сына Энлиль-нирари, царя Ассирии". А еще под самой рукоятью на обеих сторонах клинка можно заметить изображение антилопы, лежащей на платформе – знака, возможно, связанного с правителем или царским двором.

Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art
Меч ассирийского царя Адад-нирари I / The Metropolitan Museum of Art
Царь вселенной/шар кишшати – титул ассирийских царей, который и означает царь множеств. Хотя дословный перевод этого словосочетания – Царь Киша, города в Северном Двуречье, до XXVII века до нашей эры самого, пожалуй, могущественного в регионе. В XXIV веке до нашей эры Киш разрушил шумерский царь Лугальзагеси, а затем восстановил аккадский царь Саргон Древний. Он и ввел в титулатуру месопотамских правителей этот титул.

Адад-нирари I, сын царя Арик-ден-или и внук царя Эллиль-нирари, правил в Ассирии с 1307 по 1275 – 32 года, то есть, больше, чем его отец и дед вместе взятые. За время своего царствования на кого только он не ходил войной – и на кутиев, и на лулумееев/луллубеев, и на касситов в Вавилонию, и на Аррапху, и в горы Западного Ирана в страны Турукки и Нигимхи, и в верхнюю часть долины Тигра в страну Кутмухи, и дважды совершил походы на Митанни… Очевидно, что церемониальный меч ему был просто необходим.

Жаль, так и останется тайной, откуда и как добыли его те, кто продал меч итальянским монахам.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.