20 октября Эльфриде Елинек исполняется 75 лет. Австрийская писательница и драматург стала одной из самых обсуждаемых нобелевских лауреатов по литературе (2004) последних лет.
«Я – явный вызов, однако от каждого отдельного человека зависит, примет ли он этот вызов или швырнет мою перчатку мне же в лицо, перчатку, которая еще хранит форму руки, форму пальцев».
Елинек не только вызов, она – тяжкий труд для читателя. Ее тексты затрагивают болезненные темы и вскрывают незажившие раны, принимая эпатирующие, пугающие, отталкивающие формы. Писательница не стремится никому нравиться, быть более понятной и доступной. В родной Австрии многие ее недолюбливают за эту гипертрофированное изображение ужасов и низостей прошлого и настоящего.
В России Эльфрида Елинек больше всего известна как автор романа «Пианистка», экранизированного Михаэлем Ханеке в 2001 году. А в Европе она еще и очень популярный драматург: ее произведения ставят на многих театральных сценах.
Елинек — одна из тех, кто формировал явление постдраматического театра. В пьесах, написанных после 1990 года, («Облака.Дом.», «Спортивная пьеса», «Ничего страшного: маленькая трилогия смерти», «Смерть и девушка I—V: драмы принцесс») Елинек полностью отказывается от основных признаков драматического произведения (фабулы, драматического действия или конфликта, более или менее очерченных действующих лиц). Вместо этого появляются группы персонажей, как в «Спортивной пьесе», или бестелесные голоса, как в пьесе «Облака.Дом.».
Елинек пишет в эссе «Не хочу глубины»:
«У меня в пьесах сталкиваются друг с другом множество персонажей, вот только кто есть кто? Бог весть, мне эти люди незнакомы! Любой из них может быть абсолютно другим, и его может играть некто третий, который совпадает с кем-то четвертым, и никому это не бросается в глаза».
Прозаический текст Елинек невероятно поэтичен. Пьесы теряют нарративность, при этом сам язык становится некой автономной театральностью и выходит на первый план: синтаксис и фонетика теперь занимают одно из важнейших мест. Звучанию слов Елинек уделяет не меньше внимания, чем их семантике.
Нобелевскую премию по литературе Эльфриде Елинек присудили за «музыкальное многоголосие в романах и пьесах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише». Очень емкая формулировка.