Найти в Дзене

Архитектура театра: Древняя Греция

Греческая трагедия и комедия образуют центральную нить древней жизни, которую мы унаследовали и сделали своей: древние пьесы все еще исполняются, все еще вдохновляют новое авторство, все еще информируют о древней жизни. К концу IV века до н. э. в любом честолюбивом греческом городе был каменный театр, а остатки древних театров вездесущи в средиземноморских пейзажах.

В Афинах, первоначальном центре театрального производства, первые зрители пьес Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана сидели на деревянных трибунах (икриях) в Театре Диониса на южном склоне Акрополя. В числе важных результатов недавних раскопок в Афинском театре, представленных Кристиной Папастамати-фон Моок, были раскопаны отверстия для опор икрии. Она также обнаружила свидетельства реконструкции периклейского периода (третья четверть V века до н. э.), вероятно, связанный со строительством близлежащего Одеона или крытого концертного зала. Мраморный театр, который мы видим сегодня, был впервые заложен во второй половине четвертого века до нашей эры, с тех пор претерпев множество изменений.

Значительный интерес как для историков архитектуры, так и для историков перформанса представляет эволюция формы сидений (koilon или cavea), формы оркестра для исполнителей, формы и высоты фона для декораций (skene или scaenae frons), а также то, как эти три элемента были соединены вместе. Самый ранний греческий театр (в Афинах) датируется концом VI века до нашей эры и имел прямоугольный койлон и оркестр. Они были встроены в склон холма. Этот и другие ранние театры в других местах являются темой трех глав Фредериксена, Соколичека и Гебхарда, который был первым, кто идентифицировал ранний прямоугольный койлон на Истмии в 1974 году. В пятом веке до нашей эры начали вводить каменные сидения, все еще с общим прямоугольным планом. Однако прямоугольный план не был полностью оставлен позже. Переходным примером является недавно раскопанный каменный театр в Калидоне (пятый или четвертый век до н. э.), прямоугольный в нижней части, с круглыми сиденьями, добавленными в верхних ярусах, и скене построен в конце IV века до н. э. (эти предварительные выводы обсуждаются Фредериксеном).

Знакомый полукруглый койлон с каменными сиденьями и круглым оркестром появляется в течение четвертого века до н. э., а к середине века стал стандартным. Это отражало практический интерес к акустике и восхищение архитекторов прикладной геометрией. Таким образом, грубое и готовое помещение для фестивалей постепенно превратилось в элегантную обстановку для общественных выступлений и поддерживало широкий спектр других видов собраний, включая политические собрания. Каменные театры увеличивались в размерах и великолепии, со все более изощренным скэнаем, и были подходящими местами для посвященных скульптур, надписанных поминок и даже манумиссий. Сохранившиеся надписи ясно дают понять, что театры могли быть небольшими экономическими двигателями, с арендой различного рода, приносящей доход государству и отдельным лицам.

Состояние сохранности греческих театров варьируется от едва различимых впадин на склонах холмов, возможно, с несколькими кварталами, разграничивающими область, до чудесно сохранившихся, все еще пригодных для использования театров, таких как театр в Эпидавре, приписываемый блестящему архитектору Поликлеиту Младшему (IV век до н. э.). Там акустика настолько совершенна, что в самом верхнем ряду слышно, как падает монетка в оркестре.

Среди менее хорошо сохранившихся и недавно идентифицированных или недавно изученных-театр в Кастабосе, расположенный на высоком холме в Карии в Турции, напротив Родоса. Она служила святилищем Гемифее, местной богине-целительнице. Большой, ранний эллинистический театр в Сиционе был построен рядом с акрополем, когда город был восстановлен Деметриосом Полиорсетом в конце четвертого века до н. э., и, вероятно, служил в первую очередь местом для политических собраний. Что касается раннего эллинистического театра в Коринфе, то его остатки должны быть прослежены под щедрыми римскими переделками и выявить сложную, математически точную аранжировку (представленную Дэвидом Скахиллом).

Одним из интересных аспектов античных театров является множество топографических проблем, которые были преодолены древними архитекторами. Во Фракии, в Маронии, неподалеку от святилища Диониса, был раскопан небольшой эллинистический театр. Из-за своего расположения рядом с ручьем он был построен над монументальным дренажным каналом. Он использовался в течение многих веков, начиная с римского периода, и сейчас восстанавливается. В Додоне в Западной Греции впечатляюще хорошо сохранившийся театр возвышается над святилищем и оракулом Зевса и поддерживается массивными подпорными стенами, необходимыми на крутом склоне; его пародии и перидромы, а также архитектурные детали боковых порталов теперь тщательно документированы.

К техническим новшествам относятся хитроумные аппараты, позволившие еще большую гибкость использования. Хорошо сохранившийся скен второго века до нашей эры в Мессене включает в себя набор из трех параллельных каменных следов, которые позволили откатить скен. Техническая лексика театров в надписях и древних текстах также обсуждается с пользой.

Другое направление исследований распространяется на региональные группировки, такие как театры Беотии. Театры в других частях Средиземноморья иллюстрируют широкую популярность этой формы архитектуры и культурное единство эллинистического мира: театр в Неа Пафосе на Кипре и в Аполлонии в Иллирии использовались в течение многих веков (тот, который на Кипре представлен Джоном Ричардом Грином и его коллегами, албанский пример Стефана Франца и Валентины Хинц). Греки на Сицилии и в Южной Италии были хорошо известны своей жадной любовью к театру: Эсхил ездил туда по крайней мере дважды, чтобы написать специально заказанные пьесы (и умер в Геле 456/5 до н. э.). Театры, спектакли и драма, особенно на греческом западе, обсуждаются в недавнем томе под редакцией Кэтрин Бошер.

В Афинах пьесы писались и исполнялись в рамках конкурсов на фестивале Диониса, а сакральный характер фестиваля подчеркивался алтарем в оркестре. Другие виды священных представлений (танцы, жертвоприношения, процессии, посвящения) также привлекали большую аудиторию, которая размещалась в некоторых святилищах с длинными прямоугольными рядами каменных скамей. Примером такого особого вида монументальных театральных сидений в Селинунте на юго-западе Сицилии является святилище на акрополе. Эту убедительную интерпретацию таких каменных ступеней следует искать и в других святилищах. Такие ряды ступенчатых сидений, которые использовались зрителями, часто в святилищах, рассматриваются также в книге Мэри Холлинсхед «Формирующая церемония: Монументальные ступени и греческая архитектура».

Эллинистические театры в Малой Азии особенно хорошо сохранились и помогают проиллюстрировать переход между эллинистическим дизайном и римским дизайном, поскольку некоторые из них демонстрируют признаки модификации для более позднего периода. Еще одним интересным аспектом театрального дизайна является применение геометрии, тема, обсуждавшаяся римским архитектором Витрувием в Первом веке до нашей эры все авторы в этом томе обращают внимание на этот аспект, когда это уместно. Театр в Афродизиаде прекрасно иллюстрирует точное применение витрувианских рецептов в своего рода «гибриде» между эллинистическим и римским дизайном. Таким образом, этот театр, построенный в VI–IV вв. до н. э., синтезировал наиболее характерные черты древнегреческого театра классического периода.

#культура #yandex #наука и образование #история древнего мира