Тему про попаданцев все поднимают многократно, а мы что? Рыжие? И мы тоже хотим! Хотим и можем. И, как обычно, предупреждаем: это наше субъективное мнение, на истину в последней инстанции не претендуем. Тем более что один из нас тему попаданчества любит, а другой(ая) к ней равнодушна, чтобы не сказать больше. Да, у нас в тандеме не всегда консенсус, но тем интереснее.
Всё, что можно сказать о классических попаданцах, сказали братья Стругацкие в своих книгах. И нет, это не «Попытка к бегству». Это «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров». Эти две книги очертили те рамки, в которых держатся 99% современных пишущих в жанре – или, скорее, «под-поджанре» – «попаданцы».
Самый банальный и классический попаданец – это Максим Каммерер. Крутой до невозможности, при этом наивный, но в общем-то неглупый человек. На его стороне всё, включая погодные условия и удачу. Мы сейчас не станем расписывать действия Мака Сима, думаем, книгу все читали. А кто не читал – настоятельно рекомендуем Мы перейдём к итогу. А он печален. Всё стало плохо. Да, да! Вмешательство такого прекрасного человека, как Максим Каммерер, привело к ужасным последствиям, и только работа скучных и неромантичных специалистов из команды Сикорски удержала ситуацию на плаву.
Второй, чуть менее банальный, но все же банальный попаданец, это благородный дон Румата Эсторский. Он ещё более крут, чем Мак Сим, но у него запрет на прямое вмешательство. Поэтому он подкидывает местным всяческие «ноу-хау»: то носовые платки, то ещё что. В итоге получается… Да всё также получается. Катастрофично и приходится идти на крайние меры. В данном случае катастрофа в том, что несмотря на присутствие землян, приближение беды просто проморгали.
Складываем Дона Румату и Мака Сима, и получаем портрет современного (начиная с 90-х годов XX века, когда жанр расцвёл махровым цветом) попаданца. Он немерено крут – на пару порядков круче варёных яиц. Он в одиночку может противостоять ротам – да что там! Батальонам и полкам! – фашистов. Он может построить едва ли не атомоход в царской России, голым руками порвать татаро-монгол, псов-рыцарей и т.д. Да что мелочиться, он может запросто покорить магическую империю и бросить её к ногам своей… Нет, всё же к своим ногам.
Есть только одно «но», и это «но» нам отлично показали братья Стругацких. Всё в итоге совсем не хэппи-энд. А всё потому, что АБС прекрасно представляли себе, что будет дальше, и могли смотреть чуть шире, чем многие современные авторы данного направления.
Так что же? Столь интересная тема закрыта? Браться за неё не имеет смысла? Нет, конечно. И тема попадания в неизвестный мир, иногда с другими социальными законами, а подчас и немного отличными, вернее расширенными, законами физики, крайне интересна. И тема попадания в прошлое и воздействия на будущее, тоже.
Кстати, на тему влияния на прошлое с целью изменения будущего очень рекомендуем роман «Конец Вечности» А. Азимова. По мнению некоторых критиков, одно из лучших его произведений. Мы это точку зрения не разделяем, но книга, безусловно, хороша.
Но вернёмся к попаданцам. «Провалы в прошлое» интересны они не стрельбой из пулемёта по королевской коннице (кстати, бесполезное занятие) или упреждающим ударом по немецко-фашистским захватчикам, а тем самым Обоснуем о котором мы всё время твердим. В данном случае этот зверёк предстаёт в обличии Тота и Сиа, ну, или Логики. Какое воздействие надо произвести в прошлом, чтобы добиться того или иного результата в будущем? Нет, не просто закончить Великую Отечественную раньше, а получить качественно иной результат, скажем в начале XXI века? Как будет выглядеть средневековое или фэнтези-государство, построенное попаданцами? Ведь они должны понимать, что империи всегда разваливаются, а маленький, но гордый народ рано или поздно будет поглощён большим соседом... А ведь это уже не что иное, как социальное моделирование – или, если хотите, социальная фантастика.
Жанр «попаданчества» гораздо шире, чем кажется, сейчас мы только по верхам пробежались. А по верхам бегать неинтересно, поэтому пока у нас и нет книг о попаданцах (Хм-м… А так ли это? Лучший комментарий на тему, присланный в течение недели, получит приз) Но ключевое слово – «пока». Чтобы писать на эти темы, надо плотно прорабатывать другие сферы, нежели те, над которыми мы сейчас работаем. Но всё будет, так что считайте это анонсом.
Ну а пока то, что есть – научная и социальная фантастика от Мира Зари: бумажное издание, традиционно, есть в Лабиринте. Две подборки (покупая книги из списка, вы получаете ссылку от ЛитРес) – текстовые книги и аудио книги.
#трудно быть богом #стругацкие #обитаемый остров #космос #научная фантастика #попаденец #попаденцы #фантастика #социальная фантастика