Найти тему

Послание Имама Али (а)-6: отношение к близким друзьям, гордость и высокомерие, препятствия и меры предосторожности

Послание Имама Али (а)-6: отношение к близким друзьям, гордость и высокомерие, препятствия и меры предосторожности
Послание Имама Али (а)-6: отношение к близким друзьям, гордость и высокомерие, препятствия и меры предосторожности

Отношения между наместником и близкими друзьями

«У наместников есть такие особые друзья, которые ведут себя безответственно. Они угнетают народ, ведут себя враждебно и стараются несправедливо притеснять их. Чтобы предотвратить это угнетение и несправедливость, ты не должен раздавать земли друзьям и близким из твоего окружения, потому что, если ты относишься к некоторым людям хоть немного иначе, это может вызвать недовольство всего народа. Ты не должен прислушиваться к словам наместников, которые говорят: «Я пью одну и ту же воду, выполняю одну и ту же работу вместе с людьми, живущими в том месте, где я являюсь наместником. Проблемы обращающихся ко мне людей я решаю с помощью моих близких. Я управляю своей округой благодаря той помощи, которую я от них получаю, и их преданности мне». Ты не должен потворствовать недопустимым прихотям и безграничным требованиям тех наместников, которые хотят управлять важными областями, и тех, с кем ты о чем-либо договорился, потому что для них это является источником дохода, а тебе (государственной казне) от этого не будет никакой прибыли. Тем более, ответственность за это ляжет на твои плечи в этой жизни и в следующей. Поэтому тебе необходимо не делать различий между теми, кто к тебе ближе или дальше от тебя, принуждать всех к принятию истины и, чего бы тебе это не стоило, относиться столь же строго к своим близким друзьям. Аллах говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (сура «Ан-Ниса», аят 58). Поэтому следи за соблюдением прав твоих подопечных. Быть может, это дело будет иметь благой исход. Если люди думают, что ты несправедлив, тебе нужно попросить у них прощения и устранить возникшие у твоих подопечных нехорошие предположения. Если ты подобным образом попросишь прощения, ты соблюдешь право твоей паствы, поправишь их дела и будешь править долго»[1].

Гордость и высокомерие

«О Малик! Ты не должен сожалеть о том, что прощаешь людей. Ты не должен радоваться тем притеснениям и гнету, которым ты подвергаешь своих подопечных. Если есть мягкость и доброта в обращении с людьми, тогда было бы неправильно гневаться на людей. Опасайся идти к народу со словами: «Я сильный, повелеваю, а народ мне подчиняется», потому что такой образ мысли портит сердце, открывает путь ослаблению веры и приводит к порче религии. Тебе нужно не хвалиться из-за своего стремления к власти. Однажды, когда придет изобилие и все, о чем только можно мечтать, ты должен взглянуть на величие Аллаха, сотворившего тебя и всю вселенную, и задуматься о могуществе Создателя, который пречист от нахождения в каком-либо месте. Ты должен спасти себя от трясины гордости, уверовав в Него, потому что такой подход подавит твои чрезмерные желания, отдалит тебя от гнева твоего нафса и вернет в прежнее положение утраченную тобой способность мыслить. Ты должен бояться того, чтобы уподоблять свое положение величию и могуществу Аллаха и держаться подальше от этой мысли, потому что Хак (Пречист Он и Возвышен) преподает необходимый урок всем тиранам и приводит в замешательство всех высокомерных и корчащих из себя великих»[2].

Препятствия и меры предосторожности

«О Малик! Ты должен отстраниться от самодовольства. Всевышний Аллах говорит: «Не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (сура «Лукман», аят 18). Ты должен взять эти увещевания на заметку, не обманываться теми вещами, которые стараются представить тебе в прекрасном виде твои чувства, и с сомнением относиться к похвале в твой адрес. Ты не должен позволять кому-либо хвалить тебя прямо в лицо, потому что подобные действия дают шайтану шанс, которого он только и ждет, и уничтожают добрые дела. В этом случае похвала говорится получившим от тебя пожалование в качестве отплаты за него. Делая добро своим подчиненным, ты не должен их этим попрекать и постоянно напоминать им о своем благодеянии. Ты также должен опасаться преувеличивать свои заслуги. Если ты решил что-либо дать, то не отказывай в этом, исполняй свое обещание, потому что укоры губят человека и уничтожают свет истины, а преувеличение гасит правду. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (сура «Аль-Бакара», аят 264). Также следует знать, что отказ от данного слова и обещания того, что ты не можешь сделать, ведут к гневу Аллаха[3].

Аллах говорит по этому поводу: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (сура «Ас-Сафф», аяты 2-3). Достопочтенный Пророк говорит: «Люди, которые учат других благому, а сами этого не делают, напоминают светильник, который освещает других, а сам сгорает».

О Малик! Ты не должен начинать те вещи, которые тебе нужно сделать, преждевременно, а когда придет время, не должен проявлять вялость и упускать возможность. Тебе нужно проявлять упорство в делах с непонятным исходом и произнесении обманчивых слов, но также не следует не отставать и не проявлять слабости в определенных и ясных делах. Каждое дело нужно делать в надлежащем месте и каждого нужно оценивать достойным образом[4].

Ты не должен выпячивать себя в тех вопросах, по которым имеется всеобщее согласие, потому что ты станешь примером для других. С этой точки зрения, ты не должен впадать в беспечность в тех вопросах, по которым имеется согласие большинства людей. Если ты будешь притворяться, что не видишь ошибок тех людей, которыми ты руководишь, ты будешь наказан вместо них. Пройдет немного времени, и с твоих дел будет снята завеса, а с тебя спросят за нарушенные права угнетенных. Ты должен сдерживать свою гнев, ярость, следить за своими руками и языком, никого не обижать. Чтобы не взять на душу ни один из вышеперечисленных грехов, ты должен отстраниться от событий и не торопиться с проявлением строгости[5].

Ты не должен выпячивать своих желаний и придавать значение вышеперечисленным плохим делам, потому что, не беспокоясь о том дне, когда ты вернешься к Аллаху, ты никогда не сможешь обрести внутреннего спокойствия и возможности владеть самим собой. Теперь для тебя стало обязательным (ваджиб) помнить о справедливом правлении, добродетельной сунны Достопочтенного Пророка (САВ) и заповедях, упомянутых в Священном Коране, а также единогласном мнении благородных предшественников (салаф аль-ашраф). В подобных вопросах тебе следует действовать в соответствии с теми прекрасными качествами, которые ты видел у нас. Если ты последуешь желаниям своего нафса, наказание станет неизбежным. Тебе нужно заставить себя действовать согласно заповедям, которые я сообщил тебе в этом письме[6].

Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдара Баша

[1] Ахд-наме. С. 46-48.

[2] Ахд-наме. С. 7-8.

[3] Ахд-наме. С. 54.

[4] Ахд-наме. С. 54.

[5] Ахд-наме. С. 55.

[6] Ахд-наме. С. 56.