Ездящая немецкая бронетехника периода Второй мировой войны, да к тому же с родной начинкой – огромная редкость в России, по пальцам такие машины пересчитать можно. Вот и приходится реконструкторам исторических событий проявлять изобретательность.
Иногда выручают аналоги: к примеру, я уже рассказывал о том, как чешские послевоенные бронетранспортеры OT-810 с успехом используют в роли полугусеничных «Ганомагов» Sd.Kfz.251 – только знаток заметит подмену. Но чаще ситуацию спасают русская смекалка да руки из правильного места.
Когда ресурсов хватает, сооружают из найденных кусков подбитых машин одну комплектную (смотрите репортаж из хранилища студии «Военфильм»). А если оригинальных деталей в закромах маловато, строят реплики вообще с нуля – по фотографиям, сохранившимся чертежам и техническим описаниям. Именно так на свет появился этот Sd.Kfz.250.
На мой взгляд, старались ребята не зря. Ведь до сих пор многие не в курсе, что вермахт применял разные БТР. Модели пусть схожие по компоновке и типу ходовой части, но достаточно поставить легкий Sd.Kfz.250 и средний Sd.Kfz.251 рядом (на фото ниже), дабы понять, как серьезно отличаются хотя бы размеры машин. Да и форма корпуса у младшего «полугуса» раннего выпуска похитрее.
И это не считая функциональной разницы. Ведь каждый из германских бронетранспортеров имел с десяток модификаций. Так, например, судя по комбинации рамочной и штыревой антенн, реплику построили по мотивам командирского варианта Sd.Kfz.250/3, снабженного целым набором радиостанций для связи сухопутных сил и авиации. Такой машиной любил пользовался, скажем, «Лис пустыни» Эрвин Роммель.
Маленький БТР вообще интересно рассматривать в деталях. Находишь как вполне аутентичные элементы, так и аляповатый новодел. Посмотрите на лючки наблюдения – выполнены явно по упрощенной технологии. Водительский вон уже оторвали. Вряд ли бы такое случилось со штатными бронеизделиями, толщина которых, к слову, доходила до 14,5 мм.
Воспроизвели непременный атрибут немецкой самоходной техники – светомаскировочную фару типа Notek.
И фонарь соответствующего назначения сзади. Номерная табличка пустая – необходимые по ситуации символы и литеры крепят к ней на магнитах.
На корме по примеру настоящего Sd.Kfz.250 установили шкворень для пулемета MG-34/MG-42. В отличие от позиции переднего стрелка, здесь нет защитного 6-мм бронещитка, потому как устройство предназначалось прежде всего для зенитной стрельбы.
В конструкции передней подвески обнаружился серьезный прогресс. В то время как оригинальный Sd.Kfz.250 имел жесткую ось на поперечной рессоре, наши современные мастера поставили на реплику бронетранспортера узел от «Волги»: балку с двойными поперечными рычагами на пружинах.
А вот гусеницы, как мне рассказали владельцы БТР, оригинальные – с амортизирующими резиновыми вкладышами на грунтозацепах.
Внутрь машины ведет одностворчатая дверь в заднем бронелисте. С тыльной стороны, как и положено по заводской документации, размещены аптечка и огнетушитель.
Компоновка очень плотная, свободного места в Sd.Kfz.250 куда меньше, чем в более крупном «полугусе» с индексом 251. В базовом варианте легкий БТР перевозил половину пехотного отделения. Крыши, как видите, нет, в непогоду экипаж мог прикрыться маскировочным тентом.
По левому борту – простейшая продольная лавка. Эксперты говорят, на настоящих Sd.Kfz.250 встречались даже деревянные скамьи.
По правому – одиночное кресло, крепления для карабинов «по походному» и громоздкий ящик, призванный, видимо, имитировать богатый ассортимент радиооборудования бронетранспортера. На оригинальном Sd.Kfz.250/3 установки Fu занимали почти все пространство вдоль стенки.
Разумеется, настоящих немецких приборов в кабине не найти. Вражескую связь имитирует блок советской послевоенной радиостанции «Пальма» (зеленая коробка с черными переключателями), размещенный на месте командира машины.
И обратите внимание на водительские приборы – панель правильной формы собрали опять же из отечественных указателей. Ведь в движение этот полугусеничный БТР приводит не оригинальная рядная карбюраторная «шестерка» Maybach (100 л.с.) в паре с хитрой планетарной коробкой передач, а силовой агрегат попроще: мотор плюс обычная механика от вазовской классики – ВАЗ-2106 «Жигули».
А вот руль стоит как полагается – с обратным наклоном. Педалей почему-то четыре. Могу предположить, что тормоз «раздвоился» для управления механизмами поворота (вместо рычагов), но подробности узнать было не у кого. Если кто в курсе – пишите разгадку в комментариях.
Вот таким получился возрожденный российскими руками немецкий Sd.Kfz.250/3. Пусть это далеко не музейный экспонат, зато реплика бронетранспортера ведет активную жизнь: регулярно участвует в военно-исторических мероприятиях, возит бойцов, удивляет зрителей, которые зачастую привыкли судить о БТРах вермахта по советским фильмам, где в роли «полугусов», за неимением лучших вариантов, киношники обычно использовали наши колесные БТР-40 и БТР-152.