Найти в Дзене
Moustank

Обзор ходовой реплики БТР Sd.Kfz.250 на агрегатах «Жигулей» и «Волги»

Ездящая немецкая бронетехника периода Второй мировой войны, да к тому же с родной начинкой – огромная редкость в России, по пальцам такие машины пересчитать можно. Вот и приходится реконструкторам исторических событий проявлять изобретательность.

-2

Иногда выручают аналоги: к примеру, я уже рассказывал о том, как чешские послевоенные бронетранспортеры OT-810 с успехом используют в роли полугусеничных «Ганомагов» Sd.Kfz.251 – только знаток заметит подмену. Но чаще ситуацию спасают русская смекалка да руки из правильного места.

Sd.Kfz.250 выпускали с 1941 по 1945 годы. Пик пришелся на 1943-й, когда сделали около 2900 машин. А общий тираж легкого БТР составил порядка 7000 штук.
Sd.Kfz.250 выпускали с 1941 по 1945 годы. Пик пришелся на 1943-й, когда сделали около 2900 машин. А общий тираж легкого БТР составил порядка 7000 штук.

Когда ресурсов хватает, сооружают из найденных кусков подбитых машин одну комплектную (смотрите репортаж из хранилища студии «Военфильм»). А если оригинальных деталей в закромах маловато, строят реплики вообще с нуля – по фотографиям, сохранившимся чертежам и техническим описаниям. Именно так на свет появился этот Sd.Kfz.250.

Немецкий легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 и советский средний бронеавтомобиль БА-3.
Немецкий легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250 и советский средний бронеавтомобиль БА-3.

На мой взгляд, старались ребята не зря. Ведь до сих пор многие не в курсе, что вермахт применял разные БТР. Модели пусть схожие по компоновке и типу ходовой части, но достаточно поставить легкий Sd.Kfz.250 и средний Sd.Kfz.251 рядом (на фото ниже), дабы понять, как серьезно отличаются хотя бы размеры машин. Да и форма корпуса у младшего «полугуса» раннего выпуска похитрее.

И это не считая функциональной разницы. Ведь каждый из германских бронетранспортеров имел с десяток модификаций. Так, например, судя по комбинации рамочной и штыревой антенн, реплику построили по мотивам командирского варианта Sd.Kfz.250/3, снабженного целым набором радиостанций для связи сухопутных сил и авиации. Такой машиной любил пользовался, скажем, «Лис пустыни» Эрвин Роммель.

-6

Маленький БТР вообще интересно рассматривать в деталях. Находишь как вполне аутентичные элементы, так и аляповатый новодел. Посмотрите на лючки наблюдения – выполнены явно по упрощенной технологии. Водительский вон уже оторвали. Вряд ли бы такое случилось со штатными бронеизделиями, толщина которых, к слову, доходила до 14,5 мм.

-7

Воспроизвели непременный атрибут немецкой самоходной техники – светомаскировочную фару типа Notek.

-8

И фонарь соответствующего назначения сзади. Номерная табличка пустая – необходимые по ситуации символы и литеры крепят к ней на магнитах.

-9

На корме по примеру настоящего Sd.Kfz.250 установили шкворень для пулемета MG-34/MG-42. В отличие от позиции переднего стрелка, здесь нет защитного 6-мм бронещитка, потому как устройство предназначалось прежде всего для зенитной стрельбы.

В конструкции передней подвески обнаружился серьезный прогресс. В то время как оригинальный Sd.Kfz.250 имел жесткую ось на поперечной рессоре, наши современные мастера поставили на реплику бронетранспортера узел от «Волги»: балку с двойными поперечными рычагами на пружинах.

-11

А вот гусеницы, как мне рассказали владельцы БТР, оригинальные – с амортизирующими резиновыми вкладышами на грунтозацепах.

Внутрь машины ведет одностворчатая дверь в заднем бронелисте. С тыльной стороны, как и положено по заводской документации, размещены аптечка и огнетушитель.

Компоновка очень плотная, свободного места в Sd.Kfz.250 куда меньше, чем в более крупном «полугусе» с индексом 251. В базовом варианте легкий БТР перевозил половину пехотного отделения. Крыши, как видите, нет, в непогоду экипаж мог прикрыться маскировочным тентом.

-14

По левому борту – простейшая продольная лавка. Эксперты говорят, на настоящих Sd.Kfz.250 встречались даже деревянные скамьи.

-15

По правому – одиночное кресло, крепления для карабинов «по походному» и громоздкий ящик, призванный, видимо, имитировать богатый ассортимент радиооборудования бронетранспортера. На оригинальном Sd.Kfz.250/3 установки Fu занимали почти все пространство вдоль стенки.

-16

Разумеется, настоящих немецких приборов в кабине не найти. Вражескую связь имитирует блок советской послевоенной радиостанции «Пальма» (зеленая коробка с черными переключателями), размещенный на месте командира машины.

-17

И обратите внимание на водительские приборы – панель правильной формы собрали опять же из отечественных указателей. Ведь в движение этот полугусеничный БТР приводит не оригинальная рядная карбюраторная «шестерка» Maybach (100 л.с.) в паре с хитрой планетарной коробкой передач, а силовой агрегат попроще: мотор плюс обычная механика от вазовской классики – ВАЗ-2106 «Жигули».

-18

А вот руль стоит как полагается – с обратным наклоном. Педалей почему-то четыре. Могу предположить, что тормоз «раздвоился» для управления механизмами поворота (вместо рычагов), но подробности узнать было не у кого. Если кто в курсе – пишите разгадку в комментариях.

-19

Вот таким получился возрожденный российскими руками немецкий Sd.Kfz.250/3. Пусть это далеко не музейный экспонат, зато реплика бронетранспортера ведет активную жизнь: регулярно участвует в военно-исторических мероприятиях, возит бойцов, удивляет зрителей, которые зачастую привыкли судить о БТРах вермахта по советским фильмам, где в роли «полугусов», за неимением лучших вариантов, киношники обычно использовали наши колесные БТР-40 и БТР-152.

-20

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.