Найти тему

"Господи, помоги Семке": что писали средневековые новгородцы на стенах французских церквей?

В средневековой Руси писать на стенах церквей не считалось неприличным занятием: граффити (так мы сегодня называем выцарапанные на штукатурке средневековые надписи) воспринимались как вещественное выражение молитвы, как молитва, которая оставалась в церкви даже после того, как молящийся ушел. Множество граффити сохранилось в древнерусских храмах, таких как София Новгородская или София Киевская.

Известны древнерусские граффити и за рубежом: в первую очередь в Софийском соборе в Константинополе. А в последнее десятилетие сразу две древнерусские надписи были впервые обнаружены во Франции!

Первой была найдена надпись середины XIII века в аббатстве Сен-Жиль на юге Франции. Некий Семка Нинославич нацарапал на церковной колонне молитву (привожу в переводе): "Господи, помоги рабу своему Семке Нинославичу".

Автограф Семки Нинославича (палеографическая датировка: середина - конец XIII века)
Автограф Семки Нинославича (палеографическая датировка: середина - конец XIII века)

Нинослав — имя, которое однозначно указывает на север русских земель. Здесь, в средневековом Великом Новгороде встречались мужские имена Нинонег, Ниномир и Нинко. Но что делал Семка Нинославич так далеко от дома и почему он зашел помолиться в католический храм?

Ответ на это даёт вторая надпись, найденная в другом французском городе, Понсе. Там, в церкви Сен-Вивьен, была найдена такая запись (это тоже перевод с древнерусского языка на современный русский): "Иван писал Завидович, идя ко святому Иакову".

Автограф Ивана Завидовича (палеографическая датировка: середина - вторая половина XII века)
Автограф Ивана Завидовича (палеографическая датировка: середина - вторая половина XII века)

Отчество "Завидович" опять-таки связано со средневековым Новгородом: имя "Завид" было там весьма популярно, особенно среди знати. Не меньше трех новгородских посадников (глав города) носили имя "Завид".

К счастью, Иван Завидович прямо указал цель своего путешествия — он шёл поклониться мощам святого апостола Иакова, которые, согласно легенде, хранятся в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Это главная святыня Испании и одна из главных святынь католического мира в целом: еще в первой половине XII века римский папа Каликст II (сам происходивший из Испании) благословил паломничество в Компостелу и приравнял посещение этого города к посещению Рима и Иерусалима.

Путь святого Иакова и сегодня остается важным паломническим и популярным туристическим маршрутом (после того, как традиция едва не исчезла в XX веке, был написан роман Пауло Коэльо "Дневник мага", благодаря которому дорогой заинтересовались молодые люди). Благодаря записям Семки Нинославича и Ивана Завидовича мы знаем, что по пути святого Иакова ходили не только жители Западной Европы, но и новгородцы, и что новгородцы в XII и XIII веках вовсе не считали для себя зазорным помолиться в католическом храме, хотя великий раскол церкви произошел еще в XI веке.

Где прочитать об этом подробнее (научные статьи в pdf):

Гордин А. М., Рождественская Т. В. "Идя ко святому Иакову": древнерусское граффито XII в. в Аквитании. Slověne. 2016. № 1. С. 126-147.

Brun A.-S., Hartmann-Virnich A., Ingrand-Varenne E., Mikheev S. M. Old Russian Graffito Inscription in the Abbey of Saint-Gilles, South of France. Slověne. 2014. No. 2. Pp. 110–129.